Для того, чтобы понять, что будет с Павлом Грибом, надо попробовать посмотреть на события с точки зрения логики и интересов РФ. Зачем им был нужен юноша и зачем он им нужен сегодня?
Сразу извиняюсь за возможно жесткую подачу информации перед близкими Павла Гриба и его друзей, но для Кремля нет людей, есть живой товар, который можно использовать при случае.
Начну с логики задержания. События 2017 года показали несколько сценарных линий, что реализовывали московские авторы операции.
Первая — похищение на территории Беларуси — сознательная провокация для создания напряженности оси Минск-Киев. Это было очень нужно, потому что именно в конце 2016 года государства договорились о реализации нескольких совместных долгосрочных программ от общего производства (в том числе военной техники) к восстановлению судоходства по Днепру.
Дипломатический скандал — хорошая составляющая, чтобы помешать, или, по крайней мере, замедлить реализации планов.
Вторая — попытка разыграть карту публичной политики — украинский патриот и русская девушка, как Ромео и Джульетта. Обратите внимание, российские СМИ сразу после задержания подавали Татьяну Ершову (которая выманила Павла) именно как девушку украинца Гриба.
Сейчас держу перед собой заголовок Комсомольской правды в Украине от 24.08.2017 — девушка пропавшего Павла Гриба. Именно такая подача была где-то неделю, пока именно эта девушка не сделала несколько ошибок.
Например, белорусскому Еврорадио она заявила, что вся эта встреча, от самого начала и до конца, велась ФСБ и сказала, что она говорит только то, о чем ей разрешено говорить.
И дальше, если бы не позиция самого Павла, его родственников и журналистов, сегодня мы бы имели мыльную оперу о том, как молодая россиянка борется за свободу своего любимого украинца. Такая себе вторая Вера Савченко, что ворвалась в политическое поле на фоне суда над сестрой.
Третья — место задержания Гриба — Республика Беларусь. Соответственно, каждая новая информация о ходе заключения тем или иным образом ставит вопрос о позиции официального Минска относительно событий в Украине. Тем более, что коммуникация по делу Гриба официальным Минском завалена вообще.
Так, сменены руководители областных КГБ, отправлено в отставку все руководство ОАЦ (спецслужба, специализация которой является именно работа в информационном поле), но официальной позиции так и нет, а Павел остается в тюрьме.
В соответствии с тем, ключевой сценарий Ромео и Джульетта, который сегодня могли бы использовать политики перед выборами, не провалился. Совместные проекты Беларуси и Украины реализуются, хотя и не так быстро. Поэтому из первоочередных задач РФ осталась только информационная составляющая.
Но Павел Гриб в СИЗО. Согласно логике Кремля задержанный украинец не может быть оправдан.
Соответственно, был запущен судебный процесс, который, кстати, демонстрировал гражданам России опасность от Украины — мол, даже юноши и те думали, как организовать теракт.
Но есть еще одна составляющая, которая заключается в том, что для Путина Гриб, как и другие украинские политзаключенные в российских тюрьмах — это средство политического давления или влияния на украинскую политику.
При этом не питаю иллюзий по РФ — к сожалению, руководство России не знает, что такое драгоценность человеческой жизни.
Парень, который не воевал, это достаточно чувствительная тема. Она должна вызывать чувства у обычного украинца и этой темой можно влиять на общественное мнение в Украине. Обратите внимание, даже приговор Павлу Грибу вынесли за неделю до выборов в Украине, совпало, что называется.
Считаю, что все дальнейшие действия будут идти в том же ключе. Россия будет подогревать эту тему, улучшая или ухудшая условия содержания.
Будут попытки сделать из этого если не шоу, то постоянный информационный повод, который, с одной стороны — будет влиять на настроение украинцев, с другой — будет использован украинскими политиками.
Варианта освобождения я также не исключаю. Но после президентских выборов, когда Путин, например, выдвинет новый план по Донбассу или границы компромисса и выпустит (или обменяет) Павла Гриба уже в 2019 году.
Таким образом он попытается продемонстрировать, прежде всего, европейским и американским участникам переговоров некий жест доброй воли.
Такое может произойти и в другом сценарии — влияние на парламентские выборы, когда одна или несколько украинских партий попросят Путина о гуманизме и тот проявит гуманность. Далее будет дело уже пиарщиков украинских политиков.
Для самого Павла Гриба и его семьи такие варианты будут очень положительными. Относительно интересов РФ при такой комбинации, время показало, что в деле украинского юноши очень многое идет не по кремлевскому плану. Поэтому я по крайней мере попробую оставаться оптимистом.
Автор: Игар Тышкевич, эксперт программы Международная и внутренняя политика Украинского института будущего.