Оценивая результаты саммита Украина-ЕС, стоит объективно отметить, что ввиду политических конфигураций, что сейчас существуют, мероприятие не могло стать площадкой для принятия фундаментальных решений или достижения беспрецедентных дипломатических прорывов.
Кадровые изменения в руководящих инстанциях ЕС и электоральный цикл, что продолжается в Украине, формализировали событие, превратив его в своеобразный ритуал официального подтверждения евроинтеграционных устремлений нашей страны.
Политический статус Дональда Туска и Жан-Клода Юнкера не вызывает никаких сомнений, однако сроки их каденции подходят к концу вместе с возможностями эффективно влиять на углубление двухстороннего сотрудничества с Украиной.
Несмотря на оптимистичные заявления дипломатов о значительных успехах взаимодействия между официальными Брюсселем и Киевом, украинскому руководству необходимо быть готовым к новым прагматическим подходам со стороны ЕС в формировании политики в украинском направлении.
Вероятно, следующий саммит не будет отмечаться такой непринужденной и спокойной атмосферой, а вместо деклараций об эффективном реформировании от Украины уже ждут демонстрации практических результатов.
Во время мероприятия европейские партнеры анонсировали готовность выделить украинской стороне второй транш макроэкономической помощи в размере €500 млн при условии выполнения Украиной рекомендаций МВФ, проведения таможенной и административной реформ, внедрения эффективных механизмов проверки деклараций.
Перевод утверждения с дипломатического языка побуждает к таким выводам: ЕС привязывает денежные поступления к динамике выполнения Украиной взятых на себя обязательств, что окончательно ограничивает поле для любых маневров.
Владимиру Зеленскому дают своеобразный испытательный срок, чтобы он мог подтвердить объявленный курс на европейскую интеграцию реализацией ожидаемых инициатив.
Читайте: Саммит Украина-ЕС: стороны подписали пять соглашений
Пока стороны подписали ряд договоров о предоставлении средств в рамках европейских программ — антикоррупционной, культурной и технической помощи в размере €60 млн.
Дополнительного внимания заслуживает правильный политический шаг Владимира Зеленского, который посетил Станицу Луганскую вместе с Дональдом Туском.
К сожалению, он не побуждает руководство оккупационных администраций ускорить отвод войск и не переубедит Российскую Федерацию отступить из Донбасса. Однако действия президента являются четким дипломатическим сигналом европейским партнерам о намерениях активизировать мирное урегулирование ситуации на Востоке Украины и желании обеспечить выполнение Минских договоренностей.
Традиционно не обошлось без политического скандала. Инцидент с Иванной Климпуш-Цинцадзе, которую не пустили на мероприятие, выглядит как специфический, но является позитивным месседжем от Гройсмана к новоизбранному президенту.
Показательно, что премьер-министр занял сторону Слуги народа, а это дает основания размышлять над новыми политическими союзами в украинской политике. Жаль, что международная политика стала полем для политической конкуренции и сведения счетов.
Автор: Антон Найчук, директор Фонда общественной дипломатии.