, редактор ленты, журналист, обозреватель

Затягивание войны в Украине не обескровит Россию – историк Нил Фергюсон

Ніл Фергюсон
Фото: Getty Images, Depositphotos, Офис президента

Издание Bloomberg опубликовало статью шотландского историка Нила Фергюсона об ошибочной стратегии США по поводу того, что можно затянуть войну в Украине, удастся обескровить Россию, свергнуть Путина и дать сигнал Китаю, чтобы он держал руки подальше от Тайваня.

Факты ICTV предлагают перевод статьи Фергюсона под названием: Путин плохо разбирается в истории. Как и США, к сожалению.

— Язык, на котором люди говорят в коридорах власти, — отметил бывший министр обороны Эштон Картер, — это не экономика или политика. Это история.

В своей недавней статье Фергюсон подкрепляет этот тезис на примерах терактов 11 сентября 2001 года и краха фондовой биржи в 2008-м. Мировые лидеры всегда прибегают к историческим параллелям. Джордж Буш сравнил теракт с Перл-Харбором, а глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке на заре кризиса 2008-го опасался повторения великой депрессии.

Сейчас смотрят

Корреспондент New York Times Дэвид Сенгер пишет, что американские чиновники расходятся по поводу того, какие уроки прокси-войны из СССР в Афганистане следует применить к Украине. По его словам, администрация Байдена “стремится помочь Украине запереть Россию в трясине, не разжигая более широкий конфликт с противником с ядерным оружием и не отрезая потенциальные пути к возможной деэскалации”.

Сенгер пишет, что пока в Белом доме не видят смысла в передаче через ЦРУ оружия, как они это сделали в Афганистане – если только Украина не проиграет традиционную войну.

Джо Байден

Фото: Getty Images

Внимательно читая это, я заключаю, что США намерены продолжить эту войну. Администрация продолжит снабжать украинцев Stinger, Javelin и беспилотниками Switchblade. Она будет продолжать пытаться убедить другие правительства НАТО поставлять более тяжелые оборонительные вооружения. (Последнее предложение США состоит в том, чтобы Турция предоставила Украине сложную зенитную систему С-400, которую Анкара приобрела у Москвы всего несколько лет назад. Я ожидаю, что это будет идти по пути сорванного плана по польским истребителям МиГ.)

Вашингтон вернется к Афганистану после 1979-го и обеспечению повстанцев только в том случае, если украинское правительство проиграет обычную войну.

У меня есть доказательства из других источников, подтверждающих это. Единственная конечная игра сейчас, — сказал высокопоставленный чиновник администрации на частном мероприятии в начале этого месяца, — это конец режиму Путина. До тех пор весь период его (Путина. — Ред.) пребывания Россия будет государством-изгоем, которое никогда не примут обратно в мировое сообщество.

Китай совершил огромную ошибку, считая, что Путину это сойдет с рук. Из-за того, что Россия будет отрезана, им придется переоценить китайско-российскую ось. Все это означает, что демократия и Запад в целом могут рассматривать это как ключевой момент укрепления.

Насколько я понимаю, высокопоставленные британские деятели говорят так же. Существует убеждение, что “вариант №1 для Великобритании – это продолжить конфликт, и тем самым обескровить Путина”. Снова и снова слышу такое. Это помогает объяснить, среди прочего, отсутствие каких-либо дипломатических усилий со стороны США для обеспечения прекращения огня. Это также объясняет готовность Байдена назвать Путина военным преступником.

Возможно, я слишком пессимистичен. Я очень хотел бы разделить оптимизм Фрэнсиса Фукуямы по поводу того, что Россия идет к полному поражению в Украине.

Читайте также
Путин не переживет поражение своей армии: Фукуяма назвал 12 причин, почему РФ проигрывает
Френсіс Фукуяма

Я понимаю, почему многие западные обозреватели допускают высокую вероятность этого сценария (Фукуямы. – Ред.). Нет сомнения, что российские силы вторжения понесли очень большие потери и потери техники. Невероятно, но прокремлевская российская газета Комсомольская правда опубликовала данные российского Минобороны, свидетельствующие о 9 861 погибших российских солдатах в Украине и 16 153 раненых. (Ее быстро удалили.) Для сравнения, за 10 лет в Афганистане погибли 15 тыс. советских военных и 35 тыс. были ранены.

Более того, есть много доказательств того, что их логистика — это полный беспорядок. Примером чего служат много грузовиков с поставками, которые были просто оставлены, поскольку их шины или двигатели вышли из строя. Такими темпами Украина действительно выигрывает в войне, как утверждают Филлипс О’Брайен и Элиот А. Коэн. История также содержит многочисленные случаи авторитарных режимов, которые быстро распались из-за военных поворотов — вспомните судьбу Саддама Хусейна и Моаммара Аль Каддафи или аргентинской хунты, которая вторглась на Фолклендские острова почти ровно 40 лет назад.

Было бы действительно здорово, если бы сочетание истощения в Украине и вызванного санкциями финансового кризиса дома привело к падению Путина. Увлекательно в этой стратегии то, как она объединяет цинизм и оптимизм: разрешить бойне в Украине продолжаться; сидеть сложа руки и смотреть, как героические украинцы “спускают кровь из России”; рассматривать конфликт как подсюжет во второй холодной войне.

Чернігів після бомбардування росіянами

Фото: Getty Images/AFP

Оптимизм, однако, состоит в предположении, что продолжение войны обязательно подорвет позиции Путина; и его унижение послужит сдерживающим фактором для Китая. Я боюсь, что эти предположения могут быть очень ошибочны и отражать неправильное понимание соответствующей истории.

Затягивание войны грозит не только погибшими десятками тысяч и миллионами без крыши над головой, но и передачей Путину того, что он вполне правдоподобно может представить дома как победу. Ставка на российскую революцию означает ставку на очень редкое событие, даже если война продолжает идти плохо для Путина; если война обернется в его пользу, дворцового переворота не будет.

Читайте также
Мятеж действительно может быть: Березовец о параноидальных страхах Путина
Березовець про Путіна

Начнем с ситуации, которую западные аналитики постоянно представляют в слишком выгодном для украинцев свете. Когда я пишу, это правда, что россияне, похоже, приостановили запланированное оцепление Киева, хотя бои продолжаются в окрестностях. Но театры военных действий, за которыми надо следить, на востоке и юге.

На востоке, по словам военных экспертов, которым я доверяю, существует значительный риск, что украинские позиции вблизи Донбасса окажутся под серьезной угрозой в ближайшие недели. На юге чеченские силы размером с батальон приближаются к осажденному и разрушенному на 80% городу Мариуполю. Украинским защитникам не хватает мест для пополнения запасов и тактического прорыва. Короче говоря, до падения Мариуполя может быть всего несколько дней. Это, в свою очередь, освободит российские силы для завершения охвата фронта на Донбассе.

Следующие крупные объекты на юге лежат дальше на запад: Николаев, находящийся внутри страны, северо-западнее Херсона, а затем настоящий приз — исторический город-порт Одесса. Защитникам не помогает и то, что сильный шторм в северной части Черного моря в пятницу нанес значительный ущерб украинской морской обороне, подорвав мины.

Также в пятницу, как утверждают россияне, они впервые применили в бою гиперзвуковое оружие: ракету воздушного базирования Кинжал, использованную для уничтожения подземного склада боеприпасов в Делятине на западе Украины. Такого же результата они могли бы добиться и с помощью обычной крылатой ракеты. Вероятно, речь шла о том, чтобы напомнить украинцам о значительно более высокой огневой мощи России. В настоящее время по Украине выпущено около 1 100 ракет.

путін, садам, каддафі

Фото: Depositphotos

Конечно, у Путина власть — в отличие от Саддама или Каддафи — угрожать применением ядерного оружия, хотя я не считаю, что ему нужно делать больше, чем угрозы, учитывая, что обычная война, вероятно, обернется в его пользу. Следующий удар будет, когда белорусские войска вторгнутся в Западную Украину с севера, что, как ожидает украинский Генштаб, произойдет в ближайшие дни, и что может создать угрозу поставке оружия из Польши.

Я не вижу в нынешней западной стратегии реального признания того, насколько плохо эта война может сказаться на Украине в ближайшие недели. Стимулом для Путина, по всей видимости, является создание для себя более сильной позиции на переговорах, чем у него сейчас, до начала серьезных переговоров. Украинцы показали свои карты. Они готовы отказаться от идеи членства в НАТО, принять нейтралитет, требовать гарантий безопасности от третьих лиц.

Менее понятно, как они относятся к будущему статусу Крыма и так называемым республикам Донецка и Луганска. Кажется очевидным, что Путину нужно не только это, чтобы утверждать, что он выиграл в своей войне. Не менее очевидным кажется, что если украинцы верят, что побеждают, они не уступят ни одной квадратной мили территории. Контроль над побережьем Черного моря даст Путину основание для того, чтобы потребовать дальнейших уступок.

Читайте также
Следующие 10 дней будут решающими: Ходжес оценил шансы вернуть Донбасс и Крым
Бен Ходжес

Между тем преимущественно финансовые санкции, наложенные на Россию, выполняют свою работу, вызывая что-то вроде общенационального дефицита потребительских товаров. Оценки отличаются по масштабу экономического сокращения — возможно, на треть, вспоминая условия наступившей после распада СССР в 1991 году депрессии.

Однако пока страны ЕС отказываются накладывать энергетическое эмбарго на Россию, режим Путина продолжает получать около $1,1 млрд в день от ЕС в виде поступлений от нефти и газа. Я остаюсь скептически настроенным, что санкции в том виде, в каком они введены, могут либо остановить российскую военную машину, либо свергнуть Путина. Почему рубль не упал дальше и даже укрепился к евро на прошлой неделе?

Володимир Зеленський

Фото: Офіс президента

Помните, что обе стороны могут использовать историю. Президент Украины Владимир Зеленский является мастером слова, тщательно адаптируя свои выступления к каждому национальному парламенту, перед которым выступает, фактически говоря одной стране за другой: Наша история – это ваша история. Мы — это вы. Он дал британцам Черчилля, немцам – Берлинскую стену, американцам – Мартина Лютера Кинга, а израильтянам – Холокост.

Путин применяет историю диаметрально противоположным образом.

— Президент полностью утратил интерес к настоящему времени. Экономика, социальные проблемы, пандемия коронавируса – все это его раздражает. В то же время он и его советник Юрий Ковальчук одержимы прошлым, – заявил российский журналист Михаил Зигар в недавней статье New York Times.

Я могу видеть это. Недавние псевдонаучные труды Путина — об истоках Второй мировой войны и об “историческом единстве” россиян и украинцев — подтверждают исторический поворот его мысли.

путін

Фото: Depositphotos

Я не согласен с бывшим главой МИД России Андреем Козыревым, который сказал Financial Times, что для Путина и его друзей “холодная война никогда не прекращалась”. Это не та история, которая интересует Путина. Как рассказал Der Spiegel болгарский политолог Иван Крастев, Путин “выразил возмущение тем, что аннексию Крыма сравнили с аннексией Судет Гитлером в 1938 году. Путин живет в исторических аналогиях и метафорах. Те, кто враги вечной России, должны быть нацистами”. Кроме того:

Лицемерие Запада стало его одержимостью, и это отражается во всем, что делает российское правительство. Знаете ли вы, что в части своей декларации об аннексии Крыма он почти дословно взял отрывки из декларации независимости Косово, которую поддержал Запад? Или что нападение на Киев началось с уничтожения телебашни так же, как НАТО атаковало телебашню в Белграде в 1999 году?

Но такая недавняя история менее важна для Путина, чем гораздо более древняя история российского имперского прошлого. Этот аргумент я высказывал здесь раньше. Новым доказательством того, что проект Путина является не воскресением СССР, а обзором царского империализма и православия, стала его речь на фашистском митинге, состоявшемся в пятницу на Лужниках. Завершающий намек на царского адмирала Федора Ушакова, сделавшего себе репутацию победами на Черном море, показался мне зловещим для Одессы.

  • Я согласен: вторжение в Украину во многом напоминает вторжение Северной Кореи в Южную Корею в 1950 году.

Я бы сказал так: вторая холодная война похожа на странное зеркальное отражение первой холодной войны. Тогда старшим партнером была Россия, младшим был Китай – теперь роли поменялись. В первой холодной войне ее горячая точка была в Азии (Корея) – теперь она в Европе (Украина). В первой холодной войне Корея была первой из многих конфронтаций с агрессивными просоветскими марионетками — сегодня за кризисом в Украине, вероятно, последуют кризисы на Ближнем Востоке (Иран) и Дальнем Востоке (Тайвань).

Читайте также
Закрыть небо можно не только с помощью самолетов НАТО – военный аналитик
Военный аналитик Мэттью Шмидт о переговорах Украины и РФ, гуманитарных коридорах и НАТО

Но есть один очень впечатляющий контраст. Во время первой холодной войны администрация президента Гарри Трумэна смогла возглавить международную коалицию с мандатом ООН для защиты Южной Кореи. Теперь Украине приходится обходиться только поставками оружия. И причина этого, как мы видели, — сильный страх администрации Байдена, что Путин может прибегнуть к ядерной войне, если поддержка Украины США зайдет слишком далеко.

В 1950 году это не вызывало беспокойства. Хотя “советы” провели свое первое атомное испытание 29 августа 1949 года, менее чем за год до начала Корейской войны, они не были готовы к мести, если бы США использовали атомные бомбы, чтобы победить в Корейской войне.

История говорит в коридорах власти. Но говорит разными голосами — согласно тому, где расположены коридоры. На мой взгляд, и я очень хотел бы ошибаться в этом, администрация Байдена совершает колоссальную ошибку, думая, что она может затянуть войну в Украине, обескровить Россию, свергнуть Путина и дать сигнал Китаю держаться подальше от Тайваня.

Источник: Bloomberg
Історія, Історія України, Война в Украине, Владимир Зеленский, Владимир Путин, Джо Байден, Російська агресія, Росія, США
Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка

Помилка в тексті
Помилка