
Россия использует теневой фронт, состоящий из 1000 старых танкеров, чтобы обходить санкции и продавать нефть по не установленому потолку цен. Они стоили Кремлю примерно $10 млрд.
Об этом РБК-Украина сообщили в Главном управлении разведки Минобороны Украины.
Деятельность теневого флота РФ
В разведке сообщили, что на сегодняшний день теневой флот РФ насчитывает до 1 000 преимущественно устаревших судов (в 2023 году их было около 600 единиц), которые не имеют страховки от западных компаний.
По информации ГУР, Россия потратила на покупку танкеров более $10 млрд после того, как были введены лимиты на их нефть в декабре 2022 года.
— Эти суда обеспечивают экспорт около 70% российской сырой нефти и нефтепродуктов, перевозимых морским путем, — рассказали в разведке.
Большинство танкеров зарегистрированы под флагами Панамы, Габона, Островов Кука, Либерии, Маршалловых островов и тому подобное. Их владельцы находятся в Китае, Индии, ОАЭ, Турции, Греции и на других территориях.
Чтобы сложнее было их идентифицировать, суда часто меняют регистрацию и название, выключают систему идентификации (AIS) и перегружают нефть на другие танкеры в оффшорной зоне. Также российскую нефть смешивают с другими сортами, чтобы усложнить ее установление.
В ГУР отметили, что такая нефть пользуется спросом в Индии, Китая и Турции. Они заинтересованы в импорте для переработки сырья и экспорта как готовых нефтепродуктов на внешние рынки.
Влияние санкций на теневой флот РФ
США в начале января ввели новые санкции против 183 танкеров и связанных с ними компаний. В украинской разведке отметили, что из-за ограничений экспорт нефти РФ может снизиться на 15%, а Москва будет вынуждена увеличивать скидки.
По оценкам CSIS и Bloomberg, в 2024 году из 3,5 млн баррелей российской нефти ежедневно 1,5 млн перевозили подсанкционные танкеры.
Китай и Индия отказались принимать такие суда из-за риска вторичных санкций.
Однако, как отметили в ГУР, санкции пока затронули лишь часть теневого флота. Для полного блокирования схемы необходимы дополнительные меры: контроль маршрутов, секторальные санкции и запрет входа судов в порты и международные проливы.
