
Как работает ProZorro
Система закупок ProZorro состоит из двух модулей: это центральная база данных (ЦБД), в которой происходят торги, сохраняется их история и происходит регулирование всей экосистемы. ЦБД принадлежит государству в лице госпредприятия “ПРОЗОРРО”.
И второй модуль — к ЦБД подключены торговые площадки, одной из которых является Zakupki.Prom.ua. Площадки отвечают за клиентскую поддержку, привлечение участников в торги и за оказание качественного обслуживания.
Государственный заказчик через площадку объявляет закупки, информация о которых поступает в ЦБД и оттуда распространяется на остальные площадки. Далее поставщик приходит на одну из площадок, подает свое предложение на торги, которое, опять-таки, попадает в ЦБД и распространяется на все остальные площадки. Все данные о торгах видны всем желающим через любую площадку.
Сейчас к центральной базе ProZorro подключены около 18 площадок. У них разные размеры и структура.
Читайте: Ежедневные рейды и штрафы. Почему в Беларуси идеально чистые улицы
Зачем все это?
Основные проблемы государственных закупок – коррупция и неэффективность. Коррупция возникает, когда:
1. Нет контроля за принятием решений. Чиновник поступает тем или иным образом в зависимости от своих личных предпочтений, ведь у него нет алгоритма принятия решений, контроля и ответственности за эти решения.
2. Существует ассиметричный доступ к информации. Предположим, мы с вами участвуем в торгах, но я знаю о них больше, соответственно, нахожусь в более выгодном положении. Если чиновник обладает большей информацией, чем остальные участники рынка, какую-то ее часть он сможет использовать для собственной выгоды.
Благодаря мультиплатформенной системе, когда есть множество площадок, асимметричность информации удаляется.
Площадки конкурируют, прежде всего, клиентским сервисом (служба поддержки и обучение) и функционалом (удобство и разнообразие возможностей сайта). Ведь главное — узнать о торгах и подать свое предложение быстро и качественно.
Объем рынка госзакупок – порядка 500 млрд грн в год.
Грандиозная сумма. Чтобы бизнесу получить больше заказов, нужно разобраться в “подводных камнях”.
Мой главный совет – внимательно читать ВСЮ тендерную документацию, а не только избранные места.
Читайте: Куда идет Гонтарева и кто сядет в ее кресло
Конкуренция
Пока что конкуренция достаточно низкая: в среднем — 2,45 участника на торги. Хотя это выше, чем было ранее. Но мы стремимся к конкуренции 3,5-4 участника на торги. Если предложений в закупках будет около 10, бизнес начнет разочаровываться, поскольку шанс выиграть сильно понизится. Нужен баланс. Мы предоставляем инструмент, рынок сам должен выровнять эти показатели.
ProZorro победит коррупцию?
Можно ли при наличии системы ProZorro украсть деньги на электронных закупках? Безусловно. Только теперь это будет видно. Если чиновник не боится — он продолжает воровать.
Никто и не говорил, что ProZorro должно победить коррупцию. Система электронных госзакупок – это всего лишь инструмент. Она не карающий меч.
В стране, в которой не работают суды и прокуратура, наличие электронной системы публичных закупок не может переломить ситуацию.
Впрочем, мы показываем, кто покупает обезьян-капуцинов за 50 тыс. грн. Я не знаю, сколько должен стоить этот вид обезьяны, но как налогоплательщик, хочу знать – зачем чиновники вообще покупают обезьян?
Читайте: В обход моратория. 3 схемы продажи земель сельхозназначения
ProZorro: что дальше?
В тот момент, когда система перестает развиваться, она начинает умирать. Мы продолжаем работать над тем, чтобы повысить доверие поставщиков к системе, показывая реальные истории успеха.
Также нужно сделать систему максимально удобной. Плюс мы работаем на нормативном поле, хотим, чтобы количество обязательных торгов в системе увеличилось. (Согласно ЗУ “О публичных закупках”, на сегодня обязательными к проведению в системе ProZorro являются закупки на сумму до 200 тыс. грн для товаров и услуг и до 1,5 млн грн для работ. — Ред.)
Проще, чем было на старте, ведь не стало.
Раньше мы пробивали лбом стену, а сейчас отбиваемся от нападок на систему.
Чаще всего нас обвиняют в том, что ProZorro можно обойти, но люди не до конца понимают механизм и принцип этой системы. Мы пока не сталкивались с попыткой завалить систему.
Технически безопасность модели обеспечена достаточно серьезно. А информационных атак, конечно, море.
К сожалению, мы не сделаем систему электронных публичных закупок, которая будет бить чиновников током, если те решат воровать. В данном контексте наша задача была открыть всю информацию о госзакупках, и мы эту задачу выполнили на 100%.
Читайте: 6 грн с литра бензина на дороги: куда идут деньги от акциза
Что такое ProZorro.Продажі?
ProZorro.Продажі – это обратный процесс, если отталкиваться от системы ProZorro. Ведь государство, кроме того, что много покупает, еще и очень много продает.
Что именно? Начиная от столов и стульев до огромных нежилых помещений и квартир в центре Киева.
Сейчас Фонд гарантирования вкладов физических лиц распродает имущество ликвидированных банков — от прав требований по кредитам до сейфов и банкоматов. Среди выставленных на продажу активов банков есть автомобили, мебель, офисная и компьютерная техника, спутниковое, а также теле- и радиооборудование, земельные участки и даже целостные имущественные комплексы.
В марте этого года в системе ProZorro.Продажі появились первые активы Национального банка Украины. Это 7 лотов коммерческой недвижимости в Киеве, Харькове, Краматорске и Светловодске с общей начальной стоимостью более 150 млн грн.
Еще один проект ProZorro.Продажі – большие клиенты, которые будут реализовывать через систему неликвидные активы: металлолом, отработанные аккумуляторные батареи, двигатели, насосы, необработанную древесину и т.д. Первыми меморандумы об участии в этом проекте подписали ПАО Укргаздобыча, НЭК Укрэнерго, ГП Східний гірничо-збагачувальний комбінат. А Укргаздобыча в рамках этого проекта уже опубликовала первые два лота в системе.
Хочется верить, что система ProZorro.Продажі будет законодательно закреплена, как и ProZorro. На данный момент подано Распоряжение Кабинета министров Украины, завизированное министром экономического развития и торговли Украины Степаном Кубивым, – о том, чтобы принять систему ProZorro.Продажі для всех как альтернативную и предложить государственным предприятиям её использовать для продажи основных средств.
Каков рынок?
Объем рынка госпродаж в целом можно оценивать в цифру от миллиарда гривен в год. За пять месяцев работы доход от продажи имущества неплатежеспособных банков в системе составляет почти 500 млн грн.
Нужно понимать, что государство не очень эффективный собственник, в будущем наверняка нас ждет приватизация. Госпредприятий очень много, часть из них ничего не производят, а только сдают в аренду площади. Это явно не операционный бизнес государства.
Если мы говорим о продаже Одесского припортового завода (ОПЗ), например, то это явно не лот для системы ProZorro.Продажi. Потому что успех продажи ОПЗ заключается отнюдь не в проведении электронного аукциона – он заключается в правильном Due diligence и подобных вещах, к которым мы как система, не имеем отношения.
В системе ProZorro.Продажi чиновник обязан по определенному регламенту опубликовать объявление о продаже. А торговые площадки являются частным бизнесом и заинтересованы в том, чтобы привести участников в эти торги, поскольку именно с победителей торгов они и берут деньги.
Читайте: $1 тыс. за 16 часов в день. На какую зарплату едут украинцы в Европу
Что с заработком?
Сейчас проект ProZorro.Продажi сильно убыточный. Мы работаем на перспективу. В целом, экосистема должна зарабатывать в районе 0,5-1% от оборота.
Перспектива – это год-два-три. Игра с государством – это всегда игра в долгую.
Само ProZorro ведь тоже начиналось как инициатива активистов, волонтеров, частного бизнеса. На первую версию ЦБД скидывались первые шесть площадок (порядка $5 тыс. с каждой). Это сугубо на ЦБД, к которой мы не имеем отношения.
Дальше мы вложили в разы больше на разработку собственных площадок.
Международные доноры выделяли гранты на развитие ЦБД. Сейчас ProZorro – самоокупаемый проект, но международные доноры все еще дают деньги на какие-то ключевые разработки.
Также площадки отчисляют часть средств, которые они получают от поставщиков Государственному предприятию “ПРОЗОРРО” на содержание и развитие системы.
Сколько стоит ProZorro.Продажi?
Около миллиона долларов. Часть этих денег ложится на разработку ЦБД, часть – на площадки, их интерфейс.
Вложения идут не только в разработку, не только в технологические решения, нам также нужны люди, которые будут отвечать на звонки. Нужен маркетинг, чтобы отправлять клиентам письма; нужен support, который будет помогать клиентам решать технические вопросы; нужны юристы и офис-директор.
Читайте: Самые интересные э-декларации чиновников, депутатов и мэров
Не путать с RIALTO
Согласитесь, очень многое из происходящего в государстве, есть и в частном бизнесе. Поэтому мы запустили систему RIALTO. Она создана по тем же принципам, что и ProZorro, но для больших коммерческих компаний.
Коммерческая компания – это очень уменьшенный вариант нашего государства. Почти всегда. С внутренними политическими силами, “играми”, с “чиновниками” — иногда честными, иногда нечестными.
К RIALTO подключены шесть площадок ProZorro.
Сейчас мы предлагаем бизнесу присмотреться, как это работает. Естественно, это дело абсолютно добровольное. Для заказчика – бесплатное, платит поставщик.
Очень важно обеспечить симметричный доступ к информации, поэтому вся информация в системе открыта. После торгов видно, кто победил и с какой ценой. Часть бизнеса не хочет афишировать эту информацию в силу разных причин. Но я считаю, что скрыть в 2017 году уже нельзя ничего.
Конкуренция в системе RIALTO выше, чем в ProZorro. На меньших значениях торгов, конечно, но все же факт есть факт.
30 марта вы проводили IV Всеукраинский Forum Zakupki. Что это за мероприятие?
Уже в четвертый раз мы проводим Всеукраинский Forum Zakupki — это масштабные ивенты на более чем 500 участников. На форумах мы собираем стейкхолдеров как со стороны государства, так и со стороны частного бизнеса, чтобы обменяться теми тенденциями, кейсами, идеями, которые возникают в сфере проведения закупок, как государственных, так и коммерческих.
На последнем форуме мы много говорили о практическом опыте заказчиков и поставщиков: что удается, как получается достичь успехов. Особенный интерес вызвали советы от бизнеса — и с точки зрения построения эффективной системы торговли с государством, и с точки зрения реформирования собственного закупочного процесса.
Отдельно стоит отметить доклад Светланы Панаиотиди (государственный уполномоченный, член постоянно действующей административной коллегии по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных/государственных закупок Антимонопольного комитета Украины. – Ред.), который вызвал, наверное, наибольший интерес участников.
Она говорила о типичных ошибках при обжаловании тендеров, приводила конкретные примеры закупок, которые были признаны корректными или некорректными, или были отменены; рассказывала, почему это произошло, какие были допущены ошибки со стороны заказчика, какие были некорректные действия со стороны заказчиков или участников.
Общался Ростислав Буняк.