Каталония и Донбасс. Что общего и как отреагирует Украина

В Европе снова создается прецедент отделения территорий. Насколько уместно здесь проводить параллели с Крымом и Донбассом, и почему Каталония – это опасная игра для Украины?
В чем дело с Каталонией
90% участников референдума проголосовали за независимость Каталонии от Испании – одного из самых богатых регионов страны. Мадрид предварительно запрещал референдум, но местные власти Каталонии были иного мнения.
В результате испанские власти отправили полицию в Каталонию в день референдума, 1 октября. Из-за столкновений пострадало более 800 людей, сообщали также о трех погибших. Тем не менее, на участки пришли около 42% каталонских жителей.
Референдум называют незаконным из-за нормы Конституции Испании, согласно которой отделять ли отдельный регион должны решать все жители страны.
Однако, не стоит винить в столкновениях только полицию – много молодежи специально провоцировали правоохранителей. Об этом также заявляли официальный Мадрид и те, кто наблюдал за ситуацией.
Почему Каталония идет на выход
Каталония – автономный регион в Испании. Территория – 32,1 тыс. кв. км. В регионе проживает более 7,4 млн людей. ВВП Каталонии за 2016-й составляет 20% от испанского – 224 млрд евро. Это богатейший регион Испании. К примеру, ВВП Украины – 93,27 млрд долларов.
Отношения между Испанией и Каталонией всегда были непростыми. Независимость Каталонии была провозглашена в 988 году, Испания как королевство появилась 500 лет спустя – в 1479-м. Объединились Каталония и Испания в 1516-м, но после этого и начались проблемы.
Начиная с 17 века, Испания активно использовала ресурсы Каталонии. Каталонцам это не нравилось – началась борьба за независимость. В 1714-м между Каталонией и Испанией даже была война, которую Барселона проиграла. Далее – масштабные восстания из-за притеснения каталонского языка и массовых репрессий.
Поэтому попытки Мадрида остановить подготовку к референдуму о независимости в Каталонии расценивали как посягательство на их национальную идентичность и право на выбор. Далее власти Испании вводят режим чрезвычайного положения, что снова спровоцировало каталонцев. Сторонники каталонской независимости посчитали, что шаг Мадрида – это фактическая отмена автономии региона.
Ситуация максимально обостренная: Испания никогда не отпустит Каталонию, а Каталония никогда не перестанет думать о независимости. Об этом говорят по обе стороны баррикад.
Причем здесь Украина
Прямой связи здесь, конечно же, нет. Разве что СМИ в разной мере пишут, что это отдаленно напоминает Крым и Донбасс. Но правда ли это?
Кроме того, в социальных сетях лидеры мнений активно сравнивают ситуацию с Украиной и референдум в Каталонии. Одни доказывают, что общего здесь ничего нет, другие же наперебой поддерживают либо Каталонию, либо Испанию – по разным причинам.
К примеру, журналист Денис Казанский написал в Facebook, что обе ситуации лучше сравнивать под таким углом: Украина – это Каталония, а Испания – Россия.
— Каталонию в данном случае скорее уместно сравнивать с Украиной, а Испанию с РФ. Каталонцев в Испании также долго не признавали отдельной нацией, а каталанский язык — самостоятельным языком, так как его словарная близость с испанским составляет около 85%, — пишет журналист.
Денис Казанский называет и второй аргумент:
— АТО в Донбассе началась после того, как сторонники “ЛДНР” стали калечить и убивать сторонников Украины. В Испании ничего подобного не происходит. В Барселоне живет множество людей, которые не хотят отделяться от Испании. Эти люди спокойно выходили на улицы, на свои митинги, и никто их не трогал. У них тоже есть право решать судьбу региона, в котором они живут, и каталонцы это право не оспаривают.
Журналист пришел к заключению, что у Украины есть полное право защищать граждан от насилия российских диверсантов.
Что будет говорить Украина
Можно предугадать несколько вариантов. Первый – признание независимой Каталонии, второй – поддержка официального Мадрида. Третий – соблюдение нейтралитета либо молчание.
Но в ситуации, когда у нас Испанию сравнивают то с Россией, то с Украиной, а Каталонию – с сепаратистами или с угнетенным народом, любое решение официального Киева будет выглядеть неоднозначно. Рассмотрим каждый из вариантов.
Признание Каталонии
Признает ли Украина Каталонию? Открытый вопрос. Но маловероятно, что да.
К примеру, в США не сказали, что у Каталонии нет права на независимость. Дональд Трамп только спрогнозировал, что Каталония останется с Испанией:
— Я за объединенную Испанию. Я действительно думаю, что жители Каталонии останутся с Испанией. Я думаю, что было бы глупо не сделать именно так. Потому что речь идет о том, чтобы остаться с действительно большой, красивой и исторической страной.
Позицию Мадрида удержать Каталонию любой ценой поддерживают косвенно. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сказал, что ЕС будет уважать любое решение испанского парламента о независимости Каталонии. Но подчеркнул: быстро вступления в ЕС не будет.
Представитель Еврокомиссии Маргаритис Схинас отметил, что согласно Конституции Испании, референдум в Каталонии – незаконный. Тем не менее, в ЕС призвали стороны вести диалог на эту тему.
А, вот, например, основатель Wikileaks Джулиан Ассанж и вовсе призывает исключить Испанию из ЕС из-за нарушения статьи 2 Лиссабонского договора.
В статье договора о ЕС указано, что союз основан на уважении человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам.
Ассандж, таким образом, апеллировал к насилию на улицах Каталонии в день референдума, в котором принимали участие полицейские.
Признавать независимую Каталонию пока нельзя. Две причины.
Во-первых, это неправильно де-юре, ведь в Конституции Испании прописаны другие условия этой процедуры.
Во-вторых, это создаст опасный прецедент – Россия незаконно аннексирует Крым, Каталония получает независимость. Эти события совершенно разные по контексту, но тренд пересмотра границ рождается в 2017 году. Также у Москвы появится очевидный аргумент: почему Каталонии можно, а Крыму нельзя? Хотя мы прекрасно знаем, что в Крыму применили военный контингент чужого государства.
Вспомним также один из последних случаев провозглашения независимости в Европе — Косово в 2008 году. Не смотря на то, что независимость Косоваа от Сербии признали 111 государств из 193-х, Украина этого не сделала, аргументируя свою позицию тем, что её решение подтверждается принципами международного права.
Непризнание Каталонии
Более логический шаг хотя бы только из-за того, что этот вопрос – внутренние дела суверенной Испании на данный момент. Кроме того, референдум каталонцев противоречит испанской Конституции.
С другой стороны заявление о непризнании можно назвать неоднозначным. Украина, страна, которая также боролась много веков за независимость, не поддерживает националистические проявления другого региона.
Более того, непризнание автоматически означает поддержку Мадрида, который применил силу. Такое решение испанских властей подверглось критике и даже сыграло на пользу Каталонии. Об этом пишет журналист Иван Яковина на Новом времени:
— Своими неуклюжими силовыми действиями испанское правительство лишь настроило против себя большинство жителей края. Ирония ситуации заключается в том, что до полицейской операции за независимость Каталонии выступали примерно 42% ее жителей. Против — 49%. Если бы референдум прошел мирно и по согласованию с Мадридом, то Каталония наверняка осталась бы в составе королевства.
В Украине идет война с участием российских военных. Это иная ситуация. Но несложно предугадать, что у наших противников появится новый аргумент, что якобы Украина не признает независимость “отдельных” народов, к примеру – Донбасса.
Но Каталония действительно имеет национальную идентичность в отличие от ОРДЛО, где искусственно созданы с участием РФ псевдосепаратистские настроения. Почему псевдо?
Политолог Олеся Яхно объясняет, что под так называемым сепаратизмом на самом деле шифруется российская агрессия.
— На сепаратизм-обособленность, независимо от страны, могут претендовать только регионы, претендующие на самодостаточность – политическую, экономическую, культурную. Каталония – классический пример, — утверждает эксперт.
Поэтому можно объяснить, что референдумы под дулами автоматов в Крыму и на Донбассе и ситуация в Каталонии – это разные вещи. Другое дело, что в Украины есть еще один аргумент не признавать Каталонию.
Как указывает в Facebook политический блогер Алексей Нестеренко, что в Каталонии не считают, что сравнивать ситуации в Испании и в Украине нельзя.
Партия Каталонская солидарность за независимость еще в 2016-м заявляла, что собирается признать Крым российским в случае, если Каталония станет независимым государством. Также политическая сила собирается отказаться от санкций против России.
К слову, партия Каталонская солидарность за независимость – молодая, ведет деятельность с 2010 года.
Похожее явление мы могли наблюдать в ФРГ. На выборах в немецкий парламент прошла партия Альтернатива для Германии, которая также была недавно основана (с 2013 года) и имеет пророссийскую позицию в украинском вопросе. Подробнее о том, как проходили выборы в Германии, и как это повлияет на Украину читайте здесь.
Нейтралитет, молчание
Позиция о невмешательстве в дела суверенной Испании больше подыгрывает Мадриду, чем Каталонии. И в тоже время не является настолько краеугольной, как прямое непризнание Каталонии.
Как видим, подобным образом поступили Евросоюз и США. Дело в том, Каталония наиболее сейчас нуждается в международной поддержке – это единственный выход быть независимой на приемлемых условиях, которые предоставляет мировой правопорядок. Все другие формы приравнивают к квазигосударствам, которые не могут воспользоваться полноценно своими правами.
Мадрид максимально препятствует выходу Каталонии из состава страны. Формулировка невмешательство во внутренние дела страны только подчеркивает суверенность Испании. Тем не менее, Украину нельзя обвинить в том, что она отрицает национальную самоидентификацию и право на выбор Каталонии.
Здесь также стоит вопрос в другой площади: осуждать ли действия полиции в Каталонии? С одной стороны, у нас есть опыт Майдана в 2013-2014 годах, где подобный метод привел к большой крови. С другой – мы применяем силу в зоне АТО, чтобы вернуть свои территории.
Возможно, да. Во-первых, пример с Беркутом и мирным митингом на Евромайдане явно доказывает ошибочность применения силы.
Во-вторых, Украина имеет дело не только с сепаратизмом, а с гибридной агрессией России, так что отсутствие силы в нашем случае противоречит национальным интересам.
Богдан Аминов.