5 изобретений Патона, изменивших мир

Украинскому ученому Борису Патону исполняется 101 год. По этому поводу Факты ICTV решили вспомнить самые знаменитые изобретения исследователя, которые изменили мир.

Борис Патон

Украинскому изобретателю Борису Патону 27 ноября исполнился 101 год.

Борис Патон – ученый в области сварочных процессов, металлургии и технологии металлов, доктор технических наук, президент НАН Украины (с 1962), первый награжденный званием Герой Украины.

Читайте: Борису Патону 101 год! Что известно о выдающемся ученом

Он является автором и соавтором более 720 изобретений (500 иностранных патентов), более 1 200 публикаций, в том числе 20 научных монографий.

Мягкий шов

Метод мягкого шва изобрел Борис Патон в команде с другими инженерами и под руководством своего отца Евгения Патона.

Перед учеными поставили задачу создать устойчивую к взрывам снарядов броню для танков.

Однако после сварки в броне появлялись микроскопические трещины, что приводило к ее разрушению от малейшего удара.

Выход был найден. Технология автоматической сварки брони под флюсом с электродной проволокой, а также укладывание в зазор между краями металла малоуглеродистой проволоки (она снизила количество углерода в металле, который приводил к разрушению).

Испытания показали, что даже при прямом попадании снаряда в шов он застревал между броней, но не нарушал ее целостность.

Сварка под водой

Способ сварки под водой основан на открытии, что дуга, несмотря на интенсивное охлаждение окружающей водой, нагревает и плавит металл практически столь же легко, как и на воздухе.

Для получения устойчивого горения дуги под водой на электрод из низкоуглеродистой сварочной проволоки наносится более толстый слой покрытия с пропиткой специальными лаками.

Помимо ручной дуговой сварки специальными электродами, используется способ полуавтоматической сварки. Для этого предложили использовать порошковую проволоку.

Это позволило открыть новые возможности в освоении континентального шельфа, возведении и ремонте портовых сооружений.

Электрометаллургия

Электрометаллургия – отрасль, в которой металлы плавят под действием электричества.

Этот метод включает в себя вакуумную дуговую плавку, электроннолучевую плавку, электрошлаковую переплавку и плазменно-дуговую плавку.

Их в дальнейшем использовали для космической, реактивной, атомной отраслей, а также химического машиностроения.

Сварка в космосе

Первым на орбиту Земли отправился аппарат Вулкан, на котором впервые провели сварку. Он работал на основании автоматических процессов сварки электронным лучом, сжатой дугой низкого давления и плавящимся электродом.

В открытом же космосе первая сварка состоялась в 1984 году, когда использовался разработанный Патоном универсальный ручной инструмент.

Электросварка мягких тканей

Это изобретение Патон разработал в кооперации со специалистами инженерного и медицинского профилей.

Сам метод заключается в том, что хирург с помощью специального аппарата ЕК-300М1 сжимает электродами поврежденный участок ткани. После включения тока, который регулируется самим аппаратом, а температура в зоне сварки достигает 60-70°C, ткани соединяются за счет выделения белка.

Проще говоря, под воздействием температуры белковая ткань запечатывается, а спустя время на том место не остается даже рубца.

Этот метод применяется при проведении операции на желудке, мочеточнике, маточных трубах, молочных железах, прямой кишке, носовой перегородке и при удалении гланд.

Напомним, 7 ноября Институт электросварки имени Патона провел исследование одного прогонного строения моста Патона, которое показало, что из-за серьезной коррозии толщина металла нижнего пояса сократилась до 5 мм, хотя она должна составлять 14 мм. Если решение о реставрации моста будет затягиваться, то он может просто разрушиться.

Фото: УНИАН