Заплатить за все: получит ли Украина компенсации от России за разрушенные города

Только по приблизительным подсчетам, с начала войны в Украине российские оккупанты уничтожили или повредили более 200 школ, более полутора тысяч жилых домов, расстреляли более 60 больниц. Цифры каждый день растут, враг продолжает цинично бомбить с неба по всем объектам без разбора и уничтожать украинский народ. Разрушены десятки дорог, мостов, аэропортов. В Министерстве инфраструктуры говорят, приблизительный ущерб дорожной инфраструктуре с начала войны – $10 млрд! А Государственная экологическая инспекция рассчитала ориентировочный ущерб окружающей среде Украины, нанесенный российской армией – только загрязнение земельных ресурсов достигает $77 млн, в том числе вследствие попадания снарядов в нефтебазы.
На днях президент Украины Владимир Зеленский обратился к агрессорке России и призвал россиян учить новые слова — “репарации” и “контрибуции”. Он отметил, что РФ возместит Украине все, что они безжалостно уничтожили на нашей земле.
– Мы восстановим каждый дом, каждую улицу, каждый город. Мы говорим России: учите слова репарации и контрибуции. Вы возместите нам все. Все, что сделали против нашего государства, против каждого украинца. В полном объеме. А погибших мы не забудем. Вы пришли разрушать наши города, уничтожать наших людей, забирать у нас все. Все, что нам так дорого, – подчеркнул Зеленский.
Что такое репарация?
Репарация — это полное или частичное возмещение от государства-агрессора ущерба стране, пострадавшей в результате нападения. Репарации были применены в Германии после Второй мировой войны, в том числе и за счет немецких активов в других странах, направленных в пользу союза. Также из Германии были вывезены многие материальные вещи – стройматериалы, продовольствие, даже музейные экспонаты.
Может ли Украина рассчитывать на репарации от РФ?
Доцент кафедры международного и европейского права Киево-Могилянской академии Дмитрий Коваль убежден, что в нынешней ситуации выплата компенсаций Россией как страной-агрессором вполне возможна. Но, анализируя случаи в мировой истории, по завершении боевых действий стороны в основном начинали переговоры, договаривались о дальнейших компенсациях. С нынешним руководством РФ, развязавшим эту жестокую и циничную войну, о чем-либо договариваться практически невозможно. И эти две недели показали всю циничность и антигуманность российской верхушки, когда агрессор нарушает договоренности по гуманитарным коридорам, не дает спокойно эвакуировать население с горячих точек, обстреливает родильные и больницы. Любые переговоры с РФ возможны только после смены там политического режима.
Какие еще механизмы?

Международные суды и специально созданные комиссии. Дмитрий Коваль объясняет, что в международных судах уже рассматривались дела по вооруженным конфликтам, которые предусматривали дальнейшие компенсации за последствия. К примеру, Международный суд ООН рассматривал дело между Угандой и Конго о выплате компенсаций пострадавшей стране в связи с вооруженным конфликтом и оккупацией. К слову, только в начале февраля этого года суд постановил, что Уганда должна заплатить Демократической Республике Конго $325 млн репараций за оккупацию их провинции во время войны 1998-2003 годов.
Другой вариант – дело о выплате компенсаций может рассматриваться несудебным институтом. Так было после войны между Эритреей и Эфиопией.
– Была создана специальная комиссия по рассмотрению жалоб или претензий. Это не суд, это просто группа экспертов, которые на основе международного права решают, кто виноват и кто что нарушил. Это тоже вариант. Есть еще Европейский суд по правам человека, он может рассматривать как индивидуальные жалобы от пострадавших граждан, так и жалобы от пострадавших государств, – объясняет специалист по международному праву.
Дело по выплате компенсаций очень кропотливое, Украине нужно будет оценить размер ущерба. Это должны быть точные формулы, конкретные расчеты: сколько должно быть компенсировано за смерти гражданского населения, за разрушение инфраструктуры, использование природных ресурсов, повреждение экосистем. Такие цифры уже есть в международной практике, но украинские власти должны утвердить на национальном уровне свой механизм.
– В Украине на национальном уровне должен быть утвержден собственный механизм, алгоритм, который бы подсказывал нашим органам власти, как оценивать повреждения. Мы должны использовать какую-то методологию, которая потом будет понятна миру, тем институтам, которые будут решать вопрос о взыскании компенсаций с России. Это то, что является домашним заданием Украины – разработать единый стандарт оценки утраченного имущества, – уверен Дмитрий Коваль.
Что касается сроков, когда Украина сможет получить возмещение, это процедура однозначно длительная. Все зависит от процедуры, по которой с агрессорки будут взиматься компенсации.
– Если это международный суд ООН, это может длиться 3-4 года, если это какая-то комиссия, как в случае с Эритреей и Эфиопией, это может быть меньше. Международные институты более неповоротливы, но все равно это 3-5 лет, не десятилетие, – заключает юрист.
Деньги российских олигархов на восстановление Украины
Еще один механизм, обсуждаемый мировым сообществом, это использование замороженных санкциями Запада активов России и граждан РФ. О такой возможности заговорил даже премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, обсуждая со странами-партнерами необходимость помочь отстроить Украину после войны. В западных СМИ появилась информация, что одним из источников получения средств рассматривается отчуждение и продажа лондонской собственности подсанкционных олигархов, связанных с Путиным.
– Это пока не практиковали широкоформатно раньше, но это может быть выходом для нашей ситуации. Это будет зависеть от наших стран-партнеров. Теоретически они могли бы принять законодательство, которое бы позволило либо украинским жертвам, которые непосредственно пострадали от конфликта, либо даже Украине как государству обращаться к государствам с требованием компенсировать ущерб, причиненный Россией, из активов, которые были заморожены из-за санкций. Учитывая масштабы разрушения и особенность ситуации в Украине, это может быть хорошим вариантом, – уверен Коваль.
Но, по всей видимости, после завершения войны восстанавливать разбитую инфраструктуру Украине придется собственными силами и благодаря финансовой поддержке наших партнеров. На восстановление Украины в правительстве создадут четыре специальных фонда при Нацбанке – один из них на восстановление имущества и разрушенной инфраструктуры. Средства из этого фонда будут направляться также на жилье, которое люди потеряли в результате военных действий. А вот компенсации от РФ, скорее всего, будут поступать уже потом.