
В интервью с Марченко Факты ICTV анализируют рынок труда. Украинцы конкурируют с азиатами и пока не конкуренты для жителей западной Европы. Но есть и хорошая новость — зарплаты будут расти.
Этот текст — начало серии публикаций на нашем сайте о возможностях во время кризиса для каждого. Факты ICTV будут писать о компетенциях, которыми обязательно нужно овладеть для повышения своей конкурентности на рынке труда.
Читайте: Найти работу на госслужбе: кто нужен государству и какая мотивация, кроме денег
Найти работу за 2 недели
— Сергей, начну с важного в своей сфере. Сколько зарабатывают топ-журналисты?
— Будем откровенны, ваши топ-коллеги не ищут работу через сайты. Такими сервисами обычно пользуются журналисты среднего и начального уровня. Например, вы перед началом интервью рассказывали о недавнем поиске редактора на ленту новостей (к слову, я не закончил его до сих пор. Ждем резюме на почту site@ictv.ua. — Р.Б.). Однако, журналисты — особая категория. В большинстве других сфер топ-профессионалы размещают свои резюме на сайтах поиска работы.
— Опровергните или подтвердите — работу в Украине найти очень сложно, а если и можно, то с низкой зарплатой.
— Работу сложно найти, если не прикладывать усилий. Чаще всего ищут так: размещают резюме на соответствующем сайте и ждут.
— Наверное, размещают на нескольких сайтах.
— Предусмотрительные — на нескольких, но я все же думаю, что большинство использует один сайт. Аудитория Work.ua если и пересекается с конкурентами, то всего на около 20%.
Разумнее размещать резюме на нескольких сайтах, потому что есть только очень ограниченная категория соискателей, которых завалят предложениями.
Это — IТ-шники, узкопрофильные специалисты, которых не хватает, за которых идет война. А большинство никак не выделяется из общей массы.
Просто классное резюме на сайте не работает.
Работу надо искать активно, уделять этому хотя бы один час ежедневно. Я гарантирую, что в течение двух недель вы найдете хороший вариант.
— Вы советуете ежедневно “поднимать” резюме?
— Во-первых, обновлять его, насколько это возможно; во-вторых — активно пересматривать вакансии. Последнее — вообще самое необходимое. У нас и у наших конкурентов больше, чем по 80 тыс. актуальных вакансий, то есть более 160 тыс. На двоих! 160 тыс. — это огромный массив, где можно найти работу для любой профессии и квалификации.
— С очень низкой зарплатой, наверное.
— В том числе. Есть правило: с низкой зарплатой работы много, а с высокой — мало. Однако если искать работу тщательно, то и вариантов будет больше.
Недавно в Facebook я делал перепост Сергея Сурских, он за две недели нашел работу. Для этого разослал более 100 резюме, в целом его пригласили примерно на 10 собеседований, на 6 из которых он откликнулся.
— 160 тыс. вакансий — цифра впечатляющая, но с чем сравниваем?
— В Украине около 18 млн трудоспособных. В 2013 году около 9,6 млн украинцев зарплату получали официально. Грубо говоря, работает 15 млн. Соответственно, 160 тыс. — это почти 1% вакансий. Учитывая, что в большинстве компаний нет большой текучки кадров — это довольно приличный показатель.
Конечно, он отличается по регионам, в больших городах найти работу легче, но в целом тренд такой, что когда ты хочешь найти работу — все получится.
В то же время не только соискатели жалуются, что ее нет, работодатели тоже часто не в восторге, потому что они не имеют возможности нанять тех соискателей, которых хотят.
— Проблема в низкоквалифицированной рабочей силе? Или в том, что в Интернете, в частности на вашем сайте, резюме предлагают люди, которые стартуют после вузов, а вуз не учит компетенций, которые нужны работодателю?
— Проблемы возникают у тех, кто прилагает к поиску недостаточно усилий.
— Почему жалуются работодатели?
— Потому что есть ряд узкопрофильных специализаций, для которых мало опыта работы, важно иметь фундаментальные знания. Например, технолог производства…
В Украине все бросились в юристы, экономисты, а простых людей, которые, простите за тавтологию, делают простую работу, обычно не хватает.
— “Рабочие” специальности в дефиците?
— В том числе. Пример из жизни: покупаю дом в селе, нужен ремонт. И в Полтавской области не могу найти людей, которые готовы за это взяться. Просят 50-70 тыс. за 2 месяца работы на двоих. Для села очень приличная зарплата, но их не допросишься, чтобы что-то сделали.
— Простыми словами, резюме подают гуманитарии, а нужны …
— Нет, не так. Резюме подают разные люди. Оценивайте ситуацию комплексно: проблема не только с высшим образованием, но и с культурой производства.
Если в нашей корпоративной культуре можно что-то не сделать и это как-то “прокатит”, то в европейских компаниях, если ты что-то должен сделать до 12.00, значит — это должно быть сделано.
В целом по рынку есть несоответствие между уровнем ожиданий соискателей и уровнем возможностей работодателя. По факту, у студента нет работы, однако он не рассматривает предложения менее, чем за 8 тыс. грн, например.
— Правда ли, что в докризисное время зарплаты в Киеве были завышены, а сейчас они стали “адекватными” уровню квалификации.
— Это, наверное, было до кризиса 2008 года. Тогда я был директором рекрутингового агентства, нанимал персонал на заказ роботодателей. Помню, искали начальника отдела в банк и не могли найти никого, кто согласился бы на зарплату в $2 тыс. Хотя это всего лишь начальник отдела — начальная руководящая должность.
— Сколько он зарабатывает сейчас?
— Гораздо меньше (улыбается).
Квалификации научат, проблема с дисциплиной
— Какая средняя зарплата в Украине?
— В 2015 году — 5 510 грн по нашим данным. 2016 — 6 295 грн. Номинальный рост на уровне 14%.
— Это много или мало?
— Рост неплохой. Также в нем отражены не все процессы.
Думаю, больший рост следует ожидать с этой осени и с весны следующего года. Конечно, если не будет военных действий.
Мы видим ряд позитивных сигналов в экономике: с начала 2016-го очень большой прирост количества вакансий. Только в апреле их стало больше на 68%, чем в прошлом году. В мае — на 75%, а в июне — на 101%.
Лидерами стали рабочие специальности и строительство. Показатели выросли на 175%.
Соответственно, если работодатели так много ищут, то они рано или поздно будут повышать оплату.
— Вы уверены?
— Они столкнулись с кадровыми проблемами. Один из путей решения — повышение зарплаты.
— Мой подчиненный как-то сказал: учитывая курс доллара, рост цен, зарплату нужно повышать минимум вдвое.
— С точки зрения социальной справедливости, в его словах есть логика, однако с другой стороны, если ему не нравится оплата — пусть ищет другую работу.
— Вы уверены в положительных сигналах экономики. В то же время высокотехнологичное производство в Украину не заходит. Согласитесь с тезисом, что в Украине в целом низкоквалифицированная рабочая сила?
— Я не скажу, что у нас низкоквалифицированная рабочая сила, но я и не скажу, что высококвалифицированная. О высококвалифицированной — это миф, будто мы какая-то особенная страна, очень начитанная, что у нас много квалифицированных специалистов.
Я бы сказал, что у нас страна средней квалификации.
— С кем мы конкурируем?
— С азиатами и юго-восточной Европой. Там сопоставимы зарплаты и производительность труда.
— Есть 18 млн людей трудоспособного возраста. Можно вычислить, сколько из них высокой квалификации?
— Это очень сложно. К сожалению, дипломы украинских университетов не являются гарантией высокой квалификации и каждого человека надо оценивать индивидуально.
— Что мешает украинцам повышать квалификацию?
— Вы говорите о том, что в страну не заходит высокотехнологичное производство, но будем говорить прямо: высокотехнологичное производство — это дорого. Война, риски. Политические — в том числе. Западные инвесторы еще не до конца поняли, что будет дальше.
Сегодняшний рост — это результат внутреннего инвестора. Какой-то дядя в Тернополе открыл цех по копчению колбас, кто-то другой открыл ресторан…
Прогнозирую, внешние инвестиции начнут заходить уже в конце этого года — начале следующего. Тогда можно будет говорить о технологических производствах.
На самом деле технологические производства нуждаются не столько в квалифицированной рабочей силе, сколько в дисциплинированной. Квалификации есть возможность научиться. И работодатели обучают. Это не проблема.
Проблема в первую очередь в мотивации и в том, насколько люди готовы работать за те деньги, которые им предлагают.
Не работать на два фронта
— Правда, что работу на сервисах, подобных вашему, ищет персонал, менеджеры среднего звена. Условные IТ-шники, креативщики оккупировали фриланс-биржи, ну а ТОПы — это вообще другая история?
— Не совсем. Например, у нас есть 232 тыс. резюме руководителей среднего звена и 94 тыс. IТ-шников.
— 94 тыс. IТ-шников ищут работу?
— Это не значит, что все они в активном поиске.
Их резюме на нашем сайте — они открыты для предложений.
И почти 50 тыс. ТОПов. Поэтому наоборот — на сайте больше квалифицированных людей, чем неквалифицированных. Неквалифицированные меньше пользуются Интернетом. И они обычно “упрощенно” относятся к поиску работы.
— Фриланс-биржи — вам конкуренты?
— Наверное, нет. Все-таки наши клиенты — работодатели.
— Вы измеряли рынок фриланса?
— Количество желающих работать удаленно растет на 25% быстрее, чем обычных соискателей.
Рынок пока не очень большой, т.к. не все профессии подходят для удаленной работы.
— Это хорошая возможность работать на два фронта.
— С точки зрения какого-то здравого смысла, я бы не рекомендовал две работы сразу. Лучше сосредоточиться на той, которая дает основной доход и возможности для карьерного роста.
В то же время есть случаи, когда это оправдано — если надо сменить сферу деятельности. Но “загонять” себя… Как говорил Стив Джобс, надо работать не 12 часов, а головой.
Крестьянин со знанием французского — не анекдот
— Основатель компании Geo M Максим Зинченко, которая анализирует экономику Украины на основе big data, уверен, что через 5 лет 70% трудоспосодного населения будет жить в агломерациях 5 крупнейших городов и двух десятках городов-спутников, с учетом миграции, если тенденции сохранятся. Можно подтвердить или опровергнуть этот прогноз на основе геохарактеристик вакансий?
— Это сложно. 70% от 18 млн трудоспособного населения — это 13 млн 600 тыс. В Киеве сейчас — около 3 млн, в Одессе — 1, в Харькове — 1,3, Львове — 600 тыс. Грубо говоря, пусть даже будет 7 млн. Увеличится ли население этих городов вдвое за 5 лет? Нет.
Мы анализировали динамику роста количества вакансий в пяти крупнейших городах Украины относительно роста по стране в целом. За 3 года она действительно выше, но всего на 3%.
— Что с АПК?
— Количество вакансий увеличилось на 54,5%.
Есть большие проблемы с механизаторами — людьми, которые работают с техникой. Сейчас стало больше импортной техники в селах, но крестьян, знающих иностранные языки, больше стало несущественно.
Если лет 20 назад тракторист со знанием французского — это была шутка, то сейчас — абсолютно нормальное требование.
— Окно возможностей?
— Этих “окон” очень много. Вопрос в том, как их использовать. Возможности есть в каждом сегменте: как для высококвалифицированных, так и для людей без квалификации.
— Конкретизируйте: кого ищут в АПК?
— В селах не хватает квалифицированных специалистов — механизаторов, агрономов, зоотехников, технологов обрабатывающих производств.
Топ-10 вакансий
— О компетенциях. Какие из них наиболее востребованы?
— Способность комплексно решать проблемы. Причем на любом уровне. Например, дворник у моего офиса не решает комплексно проблемы — у нее потек бак мусора и мини-катастрофа — вонь, гадость. Мы написали жалобу на сайт КГГА и через два дня дворник посыпал круг свалки хлоркой. А должен был сразу, как минимум, помыть асфальт, чтобы не воняло. Для этого не надо особых знаний и много ресурсов.
— Большая миграция украинцев — это свидетельство того, что на рынке труда таки серьезные проблемы?
— Это проблемы не рынка труда, а признак социально-экономической ситуации. Рынок труда — производная экономики.
В то же время трудовая миграция была всегда. У нее есть как негативные последствия, когда выезжают действительно лучшие. С другой стороны, большая часть тех, кто уезжает, возвращается с новыми подходами.
— Тогда назовите ТОП-10 вакансий.
— Вот они:
— Этим интервью вы хотите сказать украинцам: Без паники?
— (Улыбается). Я настроен оптимистично относительно украинского рынка труда. И убежден: если не будет вмешательства внешних факторов, то нас ждет светлое и интересное будущее.
— Когда мы достигнем уровня 2013 года, скажем?
— Экономисты говорят, что когда начинается рост, его сложнее прогнозировать, чем падение, поскольку в росте очень важный психологчиний фактор. Когда рынки настроены оптимистично, рост экономики может ускориться в разы и составить 5-7% в год. Надеюсь, так и будет уже в следующем году.
Ростислав Буняк.