Правительство хочет усилить ответственность для уклонистов: адвокат рассказал, будут ли работать эти нормы

Кабинет министров внес в Верховную Раду законопроект о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс относительно усиления ответственности за военные правонарушения.
В частности, в законопроекте №10379 предлагается увеличение штрафов за нарушение правил воинского учета и законодательства о мобилизации; введение механизма, по которому не составляется протокол; введение возможности задерживать человека на три часа или трое суток для выяснения определенных обстоятельств или составления протокола.
Кроме того, предлагается ввести уголовное наказание от 3 до 5 лет за уклонение от прохождения медосмотра во время мобилизации.
Факты ICTV пообщались с адвокатом Сергеем Костырой о том, не будут ли нарушать предложенные нормы права граждан, и как вообще законопроект №10379 может повлиять на проведение мобилизации.
Он отмечает, что в Украине должным образом не оформлена процедура мобилизации, как того требует закон.

Тюрьма за отказ от медицинского осмотра
Чиновники предлагают ввести уголовное наказание от 3 до 5 лет за отказ от прохождения медицинского осмотра.
Сергей Костыра отмечает, что по статьям, где есть наказание “до 5 лет”, при наличии детей, людей с инвалидностью, людей на содержании никого не сажают, а дают условный срок.
— И тогда на весы становится здравый смысл. Человек, который не хочет воевать, что ему проще: получить судимость и не воевать, или пойти воевать, чтобы там погибнуть? Я говорю именно об уклонистах, — отмечает адвокат.
По его мнению, в этом случае государство без понимания последствий создает такие законопроекты, которые потом будут служить уклонистам основанием для избежания призыва.
Вообще следователям будет очень сложно доказывать субъективную сторону преступления — умышленного уклонения от медосмотра. А открывать уголовное производство по первой повестке или по следующим — это все на усмотрение следователя.
Задержание до трех суток
В законопроекте предлагается введение возможности задерживать лиц до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения — до трех суток.
Сергей Костыра говорит, что у нас задерживать людей могут или суд, или следователь, или прокурор.
— Если будет задерживать следователь, то как это задержание будет выглядеть — как норма наказания, как норма правового принуждения? Задержать для того, чтобы установить личность? Ну так у нас есть эта норма. Если человек шел по улице и у него нет с собой документов, его могут задержать для установления личности, — заявляет адвокат и отмечает, что откровенно не понимает, для чего новая норма нужна.
По его словам, если у нас будут так задерживать людей, то все европейские суды такие задержания будут признавать незаконными. Потому что сначала нужно доказать какую-то вину человека, а потом задерживать. В Уголовно-процессуальном кодексе прописано, что человека можно задержать по подозрению в совершении преступления на трое суток, а после следователь должен обратиться в суд с ходатайством или об аресте, или об освобождении человека.
Введение механизма, по которому не составляется протокол
Законопроектом предусматривается введение механизма, по которому не будет составляться протокол в случае совершения админнарушений, рассмотрение которых отнесено к ТЦК, если гражданин не является без уважительных причин в военкомат.
Сергей Костыра видит здесь как бы снисхождение со стороны правоохранительных органов.
Адвокат отмечает, что в ТЦК могут три повестки прислать по почте и будут думать, что человек должным образом уведомлен. По закону повестка считается врученной, когда человек ее получает непосредственно и ставит свою подпись в корешке. Никаких электронных почт или электронных кабинетов, потому что человек может физически их не иметь.