Послание президента “О внутреннем и внешнем положении Украины в 2015 году” (полный текст)

Полный текст послания президента Украины Петра Порошенко к Верховной Раде, с которым глава государства выступит сегодня в парламенте.
Дорогие соотечественники!
Пресвятые отцы!
Уважаемые иностранные гости!
Уважаемые народные депутаты!
Каждый из нас, кто олицетворяет сегодня украинскую власть, представлял, на что идет. Да и до сих пор аж вздрогнешь, как вспомнишь, в каком же состоянии оказалась наша страна после того, как клептократический режим Януковича четыре года сознательно приближал ее к национальной катастрофе, уверенно вел дело к концу украинской истории, запланированному за пределами Украины.
Кроме бюджета, потому что деньги никому не доверялись, все было отдано в полное распоряжение соседней страны, и она ускоренными темпами осуществляла демонтаж украинской государственности. Кроме ликвидации армии и спецслужб, руки дошли даже до того, чтобы в «Нафтогазе» вопросами реверса занимался гражданин России, который после Майдана сбежал в Москву вместе со всей бандой.
Что всплывает в памяти? Аннексирован Крым. Российские боевики захватили большую часть Донбасса. Подстрекаемые Москвой сепаратисты разжигают пророссийские восстания в Харькове, Одессе, других городах. Кремль готовился к полной оккупации Украины, или по крайней мере ее расчленению, так как знал, что его пятая колонна окончательно уничтожила украинскую армию, обезоружила ее, оставила голой и босой. В марте 2014 года к выполнению задач были готовы чуть больше 5000 воинов, да и то, если бы нашли топливо доехать на фронт. Забегая вперед скажу, что сегодня только в зоне АТО защищают страну более 50 тысяч героев, а общую численность армии до конца года доведем до 250 тысяч.
Деморализованная Майданом милиция разбежалась. На улицах городов появились полбеды, что ряженые, а беда, — что вооруженные лица. Прикрываясь именами майдановцев и добровольцев, они чинили разбой и рэкет.
В старом парламенте заседали «регионалы» и коммунисты, которые с каждым днем все выше поднимали головы.
В Государственном казначействе царил полный вакуум. Там даже забыли как пахнут деньги. И это при том, что за 2010-14 годы за пределами Украины было заимствовано больше, чем с 1991 по 2010.
К чему я это все вспоминаю. Чтобы правильно спрогнозировать, как оно будет, адекватно оценить, как оно есть, стоит иногда вспомнить, — а как же оно было и от края какой глубокой пропасти мы отскочили.
Главное наше достижение за прошедший год: всем смертям наперекор мы — а под «мы» имею в виду всех нас как великую европейскую нацию — сохранили Украину. Как тут не вспомнить слова Василия Симоненко «Народ мій є, народ мій завжди буде, ніхто не перекреслить мій народ!»
Уважаемые народные депутаты!
Шесть месяцев назад мы создали нашу реформаторскую команду, построили действительно партнерские отношения между Президентом, Верховной Радой, Премьер-министром и Правительством.
У меня часто спрашивают, доволен ли я работой Правительства? Конечно, нет. Доволен ли я работой Верховной Рады? Отнюдь. Скажу больше, я и собой недоволен. Мне грех жаловаться на недостаток критики в прессе, но никто не критикует меня больше, чем я сам, когда наедине с собой.
Знаете, почему? Потому что народ нами не очень доволен. И мы не имеем ни малейшего права жаловаться на людей, которые доверили нам страну, мы не должны жаловаться на строгие требования и жесткие критерии. Вы, депутаты и министры, и я — точно не те, кому сейчас труднее всего.
Наша общая задача — удвоить и утроить усилия ради изменений в Украине. Время также проанализировать, насколько наши действия соответствуют выбранной стратегии, спланировать ближайшие тактические задачи и шаги.
Со стратегическим курсом украинский народ определился во время великой Революции Достоинства и своим голосованием на внеочередных президентских и парламентских выборах. Эти три события в совокупности своей стали очевидным и безоговорочным европейским выбором украинцев.
Конец пресловутой многовекторности внес полную ясность в вопрос не только внешней ориентации, но и внутренней политики. Это — однозначный и бесповоротный курс на вступление в Европейский Союз и глубинная европеизация Украины. Период торжественных помпезных процедур прошел. Мы начали тяжелую, рутинную и кропотливую домашнюю работу по обеспечению евроинтеграции.
Твердое решение украинцев свернуть с исторических окольных путей на современный европейский автобан пришелся по душе не всем нашим соседям. Когда в феврале-марте 2014 года враг начинал агрессию в Крыму и на Донбассе, он планировал, что через год Украина исчезнет с политической карты Европы, а мы, украинцы, сгинем, как те летописные обры.
В Кремле рассчитывали, что посеянные российскими спецслужбами бациллы спровоцируют эпидемию сепаратизма во всех восточных и южных областях. Но эта идея не нашла поддержки большинства нигде, включительно с Донбассом. И даже во временно оккупированных районах Донетчины и Луганщины сепаратисты удерживаются у власти только благодаря российским штыкам. А над прожектом «Новороссии» его авторы и промоутеры несколько недель назад собственноручно поставили большую могильную плиту.
Всего за год страна, которая в течение двух десятилетий привыкла к бессмысленной политике абсурдного пацифизма, создала современные Вооруженные Силы, которые освободили от оккупантов большую часть Донбасса. Добровольческие батальоны и волонтеры, труженики ВПК, миллионы и миллионы украинцев в колоссальном патриотическом порыве и, главное, — наши героические Вооруженные Силы — все вместе обеспечили это настоящее чудо над Донцом. На наших восточных рубежах мы остановили сильнейшую армию континента. Ведь там против нас воюют не «шахтеры» или «трактористы», а регулярные подразделения российских вооруженных сил.
Несмотря на успехи в создании армии, следует честно признать: мы на сегодняшний день обеспечили хотя и качественно иной, чем год назад, но все еще минимально необходимый уровень обороноспособности… Мы даже не все дыры залатали, порой все еще не хватает самого необходимого, тем более, что численность армии постоянно увеличивается. Если смотреть на картину статично, в ней полно огрехов, еще слишком много недостатков, но за динамику, — так как она разворачивалась в течение года, как было и как стало, — нечего стыдиться.
И волонтерский десант в Минобороны стал образцом сотрудничества гражданского общества и власти. Они повседневным самоотверженным трудом трансформируют консервативную, громоздкую и неповоротливую систему управления и обеспечения, закостенелую еще со времен Ворошилова и Буденного. И этот титанический труд следует продолжить, поскольку реформа Вооруженных Сил, успешно начавшись, еще очень и очень далека от завершения.
***
Мы не смогли бы остановить врага без широкой международной коалиции в поддержку Украины и без действенных санкций в отношении агрессора, которые нанесли мощный удар по его экономике, повлекли за собой ощутимое падение ВВП.
Показательно, что завтра-послезавтра перед саммитом “Большой семерки” в Германии в Киев приедут мировые лидеры и наши друзья. 5 июня в Украине с первым в истории украинско-японских отношений официальным визитом прибывает Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, а 6-го июня — Премьер-министр Канады Стивен Харпер. Это — демонстрация твердой и всесторонней поддержки Украины.
Поразительная солидарность мира с Украиной, хотя глобально и вызванная положительным впечатлением от проевропейской Революции Достоинства, не генерируется автоматически! Чтобы вы знали, она требует больших, порой титанических усилий украинской дипломатии, которая в защиту Отечества вносит вклад, сравнимый с ратным подвигом Вооруженных Сил.
Россия противостоит нам не только вдоль границы и линии соприкосновения, а и во всех странах и столицах мира, не жалея своих неограниченных ресурсов. География антиукраинской активности носит глобальный характер. Однако наши друзья в Америке и Европе с нашей подачи крепко держат единую, консолидированную позицию, в которой Россия, несмотря на все усилия, так и не смогла пробить брешь. И не допустить подобного — это главная задача, которую я здесь и сейчас ставлю нашим дипломатам.
В очередной раз мощное единство мы ощутили две недели назад в Риге на саммите Восточного партнерства. Несмотря на то, что Украина в состоянии войны, несмотря на то, что часть границы нашего государства вопреки нашему желанию контролируется не нами, несмотря на то, что внутри Украины тысячи беженцев, изгнанных Россией с мест постоянного проживания, несмотря на то, что в непубличных разговорах нам об этом главном препятствии говорили вполне откровенно — перспектива безвизового режима впервые обрела фиксированное место в календаре. Ждать осталось совсем недолго, но чтобы удачно финишировать, нужен соответствующий рывок.
Все технические задачи должны быть выполнены до конца августа, поскольку в сентябре мы ожидаем оценочную миссию ЕС. Я лично в ежедневном режиме буду контролировать этот напряженный график, и Правительство должно ощутить, насколько большая на нем ответственность. Кстати, об ответственности: руководитель Государственной миграционной службы по моему настоянию отправлен в отставку, потому что по линии именно этого ведомства европейские партнеры предъявили наибольшее количество нареканий.
И, наконец, с 1 января 2016 года Соглашение об ассоциации, подписанное год назад, начинает действовать в полной мере, — несмотря на тщетные старания и бессильную злобу нашего бывшего «стратегического партнера». Обидно, что в Правительстве до сих пор нет вице-премьера, ответственного за евроинтеграцию, за координацию деятельности всех министерств и ведомств. Сам я не могу осуществить этого назначения, но как своего рода модератор евроинтеграционных и реформаторских процессов, призываю коалицию через соответствующие парламентские процедуры сделать это быстрее.
***Масштабная макрофинансовая помощь со стороны МВФ и других международных организаций, государств Евросоюза, США и других стран (как самый свежий пример — решение стран Большой семерки поддержать Украину в вопросе реструктуризации ее внешних долгов) — все это вместе с непростыми и не очень популярными решениями и эффективными действиями всех ветвей власти позволило избежать дефолта, который казался неизбежным, стабилизировать макроэкономическую ситуацию и без задержек выплачивать зарплаты и пенсии, замедлить падение экономики, преодолеть панику на валютном рынке. К сожалению, в мировой истории нет примеров, когда бы страна, против которой ведется агрессия, демонстрировала экономический бум и рост социальных стандартов.
Вспомним апокалиптические настроения осени прошлого года. Прекращение поставок газа, огромный дефицит угля, веерные отключения электроэнергии — все это действительно не добавляло оптимизма. Снега и морозов ждали, как конца света. Но мы не просто перезимовали с теплом и светом, а еще и «соскочили» с российской «газовой иглы». Мы обеспечили реверсные поставки голубого топлива и существенно снизили зависимость от россиян.
Нет больше никаких посредников, которые десятилетиями паразитировали в этой сфере. Монополии и шантажа Газпрома положен конец! И хотя Стокгольмский арбитраж лишь в 2016-м вынесет решение по нашему иску к Газпрому, мы уже в значительной мере ликвидировали негативные последствия контракта 2009 года, когда цена газа для Украины была в полтора-два раза выше, чем для Европы.
В первом квартале прошлого года наша зависимость от России по газу превышала 90%, а в первом квартале этого года доля российского газа в экспорте составляла лишь 37%. И уже имеем более 10 поставщиков из Евросоюза, и это — одно из самых существенных изменений стратегического порядка, одна из важнейших наших реформ, которую следует бесповоротно закрепить в ближайший год-два.
***
Реформы — ключевое слово в моем сегодняшнем послании. Чтобы создать реальные условия для их начала, я принял политическое решение распустить старый парламент и провести досрочные выборы Верховной Рады, которые оказались самыми честными и демократичными в истории Украины. Мы сформировали реформаторское большинство, коалиционное Правительство с четкой программой изменений. И именно с этого момента и начинается отсчет периода реформ.
Если представить себя шеф-поваром, можно сказать, что немало блюд уже в печи. Для каких-то подходит тесто, для других — собраны все необходимые ингредиенты. Есть и такие блюда, которые мы пока что не знаем даже их рецепта. Все это называется «текущим статусом реформ» — в словаре Национального совета реформ, созданного мной из представителей всех ветвей власти и экспертов для координации всех реформаторских проектов.
Пять-шесть месяцев — это слишком малый срок, чтобы почувствовать результаты. Но и чаша терпения у людей переполнена, а другого варианта, как ускоряться, — не существует.
Реформы еще не на финише, но уже и не на старте. Изменения и наработки ощутимы в основном для экспертов и участников самого процесса. До конца года первые изменения должны стать заметными и для общества.
Мы только на стадии возведения фундамента. Но я так же как и все недоволен темпами, и ускоряю процессы, как только может Президент в условиях парламентско-президентской республики.
***Что меня лично беспокоит больше всего и что больше всего раздражает общество — коррупция и борьба с ней.
Что же у нас в активе, кроме твердой политической воли? Активно создаем законодательную базу и строим инфраструктуру борьбы с коррупцией. Ключевое — беспрецедентно открытые подбор и назначение Директора Национального антикоррупционного бюро. Независимая комиссия из общественных авторитетов выбирала среди примерно 170 кандидатур. Теперь в бюро так же на конкурсной основе ищут детективов, и такая тщательная селекция требует некоторого времени. Тем не менее, первые детективы появятся уже в июне, а в октябре бюро начнет полноценные расследования.
Принят европейский закон о прокуратуре и новый Генеральный прокурор оказался активнее и эффективнее предшественников. И, между прочим, прокуратуру ждут сокращения, чистки и конкурсный набор новых местных прокуроров и их заместителей.
В Киеве новая патрульная служба, созданием которой занимается Эка Згуладзе, уже через несколько недель должен быть положен конец легендарным поборам на дорогах. Начато принятие законов, регламентирующих реформу МВД, отделяются силовые функции от политических, создаются муниципальная стража и новая полиция. Кстати, ее будущим руководителем я вижу человека, подобного именно госпоже Згуладзе.
В Антикоррупционном бюро, ГПУ и МВД в рамках моей стратегии на привлечение иностранных специалистов назначены на ключевые должности немало специалистов с успешным опытом эффективной борьбы с коррупцией в Грузии. И это не единственное преимущество иностранцев, ибо отсутствие связей в украинской политической и деловой элите гарантирует, что они будут работать не взирая на персоналии.
Эскалаторы, которые в течение нескольких десятков лет транспортировали грузы с деньгами наверх, остановлены и демонтированы.
Громкие коррупционные скандалы, как это не парадоксально звучит, стали положительным явлением. Это катарсис, свидетельство того, что на коррупцию перестали стыдливо закрывать глаза, что с ней началась реальная борьба, что пресса и общество стали нетерпимыми к ней.
Отставки в результате таких скандалов — шаг вперед, если сравнивать с предыдущими временами, но уже явно недостаточен для времен нынешних. Мы научились выявлять коррупционеров и направлять на них прожекторы, но уголовное наказание еще не стало неотвратимым. Дела или валятся в судах, или рассыпаются еще по дороге к ним.
Судебная реформа продвигается с большим скрипом. И, согласно закону «Об обеспечении права на справедливый суд», сформирован, наконец, Высший совет юстиции. И он в этом месяце, надеюсь, подаст на увольнение как минимум 300 судей, из них — несколько десятков за коррупцию и за неправосудные решения. И это только начало.
Еще одна проблема заключается в том, что определенные позитивные сдвиги локализованы пока в верхах, а чем дальше вниз — тем меньше изменений. Большая часть взяток оседает на среднем звене, суммы их даже выросли (учитывают наценку за опасность). То, что коррупция стала рассматриваться как высокорискованная операция — это хорошо, но бизнесу от этого не легче. Люди в массе своей не контактируют лично с Президентом, Премьер-министром, министрами или даже депутатами. Образ государства в глазах рядового гражданина формируют налоговик и таможенник, инспектор соцзащиты, местный судья и гаишник, и даже районная поликлиника. И пока они берут — народ не поверит в искренность наших антикоррупционных намерений.
Отдельно хотел бы продемонстрировать первые лучи света в темном царстве государственных закупок. Все еще воруют, но уже значительно меньше. Откаты снизились, много схем закрылось, прозрачности стало больше, а общественный контроль — плотнее. Когда каждая тендерная процедура (а их ежегодно — 25 тысяч с полутора миллионами договоров) материализуется в сотни листов различных документов, — там не то что общественность не разберется, там черт ногу сломит! Процедуры в бумажной форме являются главным источником системной коррупции.
А вот, что доказано первым опытом допороговых электронных закупок, экономия при их внедрении составляет до 20%. Наиболее активно допороговые электронные закупки осуществляются, кстати, Министерством обороны и Укроборонпромом. Концерн, в частности, уже сэкономил на этом 130 миллионов, обзавелся сотнями новых поставщиков, что оживило конкуренцию между ними.
Электронные закупки являются одним из главных ориентиров в реформировании сектора государственных закупок — как допорогових, так и надпороговых. Это — сверхзадача 2015-2016 годов.
К сожалению, коррупция — это проблема не только государственного аппарата… Опрос, проведенный в прошлом году фондом «Демократические инициативы» имени Кучерива относительно предоставления административных услуг, показал, что взятки в большинстве случаев инициируются не чиновниками, а просителями. 29% сказали, что «дают», потому что «так проще и легче решить проблемы», а каждый пятый вообще считает это нормой жизни.
И касается эта норма не только взаимоотношений с государством, но и процессов внутри бизнес-среды. 24% работников крупных компаний, опрошенных международной консалтинговой компанией Ernst & Young, считают, что неукоснительное соблюдение антикоррупционной политики снизит конкурентоспособность их бизнеса. А 20% признались, что они считают оправданным умышленное искажение финансовых результатов, если это является необходимым для выживания предприятий.
Год назад, выступая именно в этом зале, я озвучил антикоррупционный пакт между обществом и властью: чиновники не берут, а люди не дают. Ни одна из сторон этот пакт пока не соблюдает. Понимая, что на власти лежит значительно большая ответственность, прошу помощи общества в борьбе с этим злом.
Чтобы получить должный отклик, нам следует как можно быстрее принять закон, который усиливает защиту свидетелей, ввести так называемые сделки со следствием, когда взяточник низшего уровня имеет возможность смягчить наказание, если он поможет разоблачить более высокопоставленных коррупционеров. И все чаще я задумываюсь-таки о необходимости введения такого процессуального действия как «провокация взятки». Это когда специально подготовленные и мотивированные люди под видом просителей проверяют чиновника на склонность брать. Инструмент много кем считается противоречивым, но он однозначно усилит давление на коррупционеров: сам факт того, что люди знают, что взятка может быть спровоцирована, уменьшает желание брать взятки.
***
Впрочем, репрессии — лишь один из способов борьбы с коррупцией. И не главный. Значительно более эффективным является экономический метод, который означает ликвидацию поводов для коррупционных действий. Коррупция уже уменьшилась там, где проведена дерегуляция и введено бесконтактное общение человека с государством. Где отменены сертификаты, разрешения, согласования и заключения, — словом, там, где не за что требовать деньги.
Свежайший пример правильного решения: на днях Минэкономики исключило из списка обязательных к сертификации на территории Украины целый ряд импортных товаров — от автомобилей и тракторов до детских колясок и фарфоровой посуды. По правде говоря, сертификации не было и раньше, просто брали взятки. А теперь — не будут: и хотели бы, да не за что.
Правительство утвердило План действий по дерегуляции хозяйственной деятельности и упрощению регуляторной базы, который включает в себя перечень из 176 конкретных мер и механизмов их реализации. Эту стратегию я полностью одобряю, а вот медленные темпы движения меня, честно говоря, не удовлетворяют. Существенного облегчения никто пока не ощутил. А нам как кислород нужны быстрые результаты, то что в бизнесе называется quick wins.
«Любое правило имеет свою стоимость», — писала Маргарет Тэтчер в книге «Искусство управления государством». Чем меньше правил — тем меньше взяток. В этом и заключается экономический и глубинно-философский смысл дерегуляции.
***
Одним из основных источников коррупции в настоящее время являются государственные предприятия. Движемся по пути конкурсного подбора их руководителей: в этом году по такой процедуре будет назначено минимум 20 директоров из списка 50-ти крупнейших предприятий.
Однако запрет на приватизацию создает иммунитет для авторов коррупционных схем в неэффективном госсекторе. Ничего, кроме убытков, эти фабрики и заводы, за очень и очень редкими исключениями, в бюджет не приносят. Их менеджмент, как правило, приватизирован вместе с финансовыми потоками. Это и есть то, что называется теневой приватизацией. Между политическими силами время от времени не на жизнь, а на смерть идет борьба за должности директоров фабрик и заводов. Одного пои «Укрспиртом», другого — накорми «Укрмясом», этому — помажь губы «Укрсалом». Вполне естественно, что у такого порядка вещей уже много сторонников, потому что вкусно, выгодно и дешево, и главное — за чужой счет.
Понятно, что историю украинской приватизации, как сказал Винниченко, нельзя читать без брома. Но у нас есть два экстраординарных случая с разницей в десять лет, которые могут стать примером честной, конкурентной и прозрачной приватизации: продажа «Криворожстали» в 2005-м и аукцион по лицензиям на 3G-связь в этом году. Кстати, через несколько лет более половины абонентов будут подключены к 3G, а в 2017 пройдет конкурс по выдаче лицензий 4G.
Я — безусловно за плотный контроль Парламента за приватизацией, ровно как и за то, что именно вы, уважаемые народные депутаты, установите правила ее проведения и перечень объектов для реализации. У нас осталось около 1 800 предприятий. Жизненно необходимыми для государства является не более двухсот. Конечно, мы не будем продавать «Укрзализныцю» или «Укроборонпром», но кто мне может объяснить, для чего государству аж 14 конных заводов?
Лешек Бальцерович, выступая на прошлой неделе в Киеве, назвал приватизацию одним из условий эффективных экономических реформ, равно как и повышение тарифов. Разве не с того, за что нас сейчас больше всего критикуют, Польша и начинала свой путь к успеху?
В конце концов, большая часть предприятий, внесенных в список запрещенных к приватизации, за два десятка лет не получили и ломаного гроша в основной капитал. Оборудование и технологии — на уровне тридцатых годов прошлого века. Они умрут, если не получат эффективного собственника и спасительных инвестиций со стороны отечественных и западных инвесторов. А российские компании давайте все вместе попросим не беспокоиться!
***Вместе с дерегуляцией и приватизацией, еще одним элементом нашей антикоррупционной стратегии является деолигархизация. Но она не сводится только к этому. Митрополит и выдающийся общественный деятель Андрей Шептицкий, 150-летие со дня рождения которого мы будем отмечать в конце следующего месяца, в своей книге-руководстве «Как строить родную хату» писал: «Тирания более опасна, чем исковерканная аристократия или олигархия, а эта опять же хуже и опаснее демократии».
Любой ученый, который исследует типологию политических режимов, скажет, что так называемая конкурентная олигархия действительно лучше авторитаризма и является переходным этапом к либеральной демократии. Некоторые страны на подобный транзит потратили десятки, а то и сотни лет. У нас нет столько времени! Действовать надо немедленно. И это не война с отдельными личностями, это — борьба с системой.
Что же делает государство? Знаковые наши действия: закон о 50+1 акция, закон о рынке газа и решение СНБОУ по рынку электроэнергетики и угля. Из непрозрачного газового угара больше не зажгутся звезды рейтинга «Форбс». И угольными дотациями из бюджета мы больше не будем кормить угольно-металлургических баронов. И там, где у государства контрольный пакет, он будет контрольным в реальности, а не только на бумаге.
Что я получаю в ответ на такую политику? Лязг оружия частных армий. Замаскированных под шахтеров «титиушек». Провоцирование веерных отключений, закрытие заводов, черный пиар.
Каждый, кто подлежит деолигархизации, вооружен большим общенациональным каналом и, обороняясь, бьют по мне из всех информационных «градов». Едва ли не у каждого из них есть ручной, зависимый и лояльный политический проектик, из которого они мечтают вырастить альтернативу.
Остановит ли меня такое сопротивление? Нет! Курс на деолигархизацию будет продолжен, с позиций моей самодостаточности и независимости, чего бы это мне не стоило.
Частный бизнес должен управлять только своими собственными предприятиями, а не пастись в государственных компаниях или питаться бюджетными потоками. Власть должна вести диалог с крупными предпринимателями, потому что они создают рабочие места. Но бизнес не имеет права говорить с государством языком ультиматумов.
Кстати, одним из важных решений в рамках деолигархизация и связанной с этим демократизации должен стать переход к бюджетному финансированию политических партий.
В прошлом году я лично профинансировал свою президентскую кампанию и расходы моей политической силы на парламентских выборах. Когда ты никому не обязан деньгами, имеешь такую самостоятельность в принятии решений, которой другие похвастаться не могут. Партии и фракции должны быть зависимы только от избирателей, и бюджетное финансирование — шаг к такой цели.
***
Неотъемлемая часть деолигархизации — демонополизация, потому что именно монополии, паразитирующие на государственных ресурсах, являются экономической основой олигархии. Потери от картельных сговоров оцениваются в пределах от 10 до 22% ВВП. До 40% товаров и услуг реализуются на монополизированных рынках. Это убивает стимулы к эффективности, к снижению цен, к модернизации, к повышению качества.
Начать пришлось с чистки самого Антимонопольного комитета, который до недавнего времени, извините за масло масляное, был монополизирован монополистами. 80% тепловой генерации — в одних руках, а комитетчики, хоть бы глазом кто моргнул, говорят, что монополии нет.
Вчера в Нацсовете реформ дал напутствие новому главе АМКУ применить лучшие мировые антимонопольные практики. Я же буду действовать с такой решительностью, с какой сто лет назад Теодор Рузвельт на основе антитрестовского законодательства прекратил злоупотребления олигархов, вернул экономическую конкуренцию.
Надо принять политическое решение об ограничении максимальной доли на определенных рынках уровнем в 50%, а в энергетике — и тридцатью процентами. И по этим новым правилами раздробить монополистов. Выбор им оставить таким: или повиноваться жесткому регулированию, или продавать часть своего присутствия.
***Именно свободное конкурентное предпринимательство должно стать основой нашей экономической модели. Хотелось бы, чтобы такому видению отвечала и налоговая реформа. Традиционно правительства рассматривают налоги только с точки зрения фискальной функции. Давайте в этот раз задействуем стимулирующую составляющую.
Я вроде не должен вмешиваться в экономические процессы, потому что в нашей парламентско-президентской модели это прерогатива Кабмина. Однако образование и опыт диктуют профессиональный взгляд на логику хозяйственных процессов. Чтобы в достаточной степени приумножить национальное богатство и обеспечить высокие темпы экономического роста нам нужны, прежде всего, экономическая свобода и высвобожденная, ничем не сдерживаемая энергия украинского предпринимательства. Делить нечего, приумножать — надо. Пока что не до социал-демократии, сегодня нам больше пригодится — азы тэтчеризма и рейганомики.
***
Есть основания осторожно надеяться, что в экономике мы пережили самое трудное. И если нам только удастся избежать полномасштабного вторжения и удержаться в рамках мирного процесса, со следующего года начнется период послевоенного восстановления страны, возобновится экономический рост. Соответственно, появятся ресурсы для того, чтобы снимать самые острые социальные проблемы, уделять должное внимание образованию, науке, культуре, здравоохранению.
Мы уже получили небольшие дополнительные поступления в бюджет — частично инфляционного происхождения, частично благодаря детенизации. Прошу Правительство ускорить хотя бы на несколько месяцев индексации зарплат и пенсий. Делать это следует аккуратно, так, чтобы не спровоцировать, как это уже когда-то случалось, гиперинфляцию. И принимать во внимание то, что часть дополнительных доходов мы вынуждены будем отправить на нужды украинской армии, чтобы не кормить потом русскую.
Во-первых, следует обдумать и просчитать возможность повышения порога пенсий, с которого начинается налогообложение. Во-вторых, выполнить все требования закона о прекращении начисления любых спецпенсий с 1 июня текущего года для депутатов, министров, судей, прокуроров, таможенников и других чиновников. В-третьих, как можно быстрее принять закон о единых принципах начисления пенсий, и, в-четвертых, дать людям возможность воспользоваться, кроме солидарной, накопительной системой, и по их желанию — услугами негосударственных пенсионных фондов.
И, кстати, напомню, что в тяжелом диалоге с МВФ мне удалось снять их требование о повышении пенсионного возраста, несмотря на то, что это — общемировая тенденция.
Говоря о наиболее острые социальные проблемы, не могу обойти молчанием тему тарифов. Это — одна из самых тяжелых и болезненных реформ, больше которой, наверное, уже и не будет. Мы приняли чрезвычайно сложные и стратегически правильные решения, и нет возврата назад к беспрецедентной коррупции в газовой сфере, к дефициту «Нафтогаза», который превышал 120 миллиардов и гасился из карманов налогоплательщиков. Уже сегодня дефицит уменьшен почти вдвое.
Стоит помнить, что из всех вариантов решения устаревшей тарифной системы, которые обсуждались с МВФ, удалось отстоять наименее жесткий. Он был бы еще мягче, если бы предыдущие правительства не затягивали с решением этой проблем и не обманывали Международный валютный фонд обещаниями, которых и не думали выполнять. А отвечать за это выпало нам.
Главное, что мы должны сделать сейчас и до начала отопительного сезона — обеспечить адресную защиту малоимущих через механизм субсидий. Для тех, у кого мало денег и низкое потребление, рост тарифов должно остаться минимально ощутимым. После коренного реформирования системы субсидий, право на такую помощь от государства мы не ограничиваем ничем. Местные органы власти должны обеспечить оформление субсидий всем украинским семьям, которые в них нуждаются, сколько бы их не обратилось с соответствующими заявлениями.
Для того, чтобы усовершенствовать систему субсидий, привести ее в полное соответствие с лучшими мировыми стандартами, мы привлечем одну из известнейших мировых консалтинговых компаний. Систему образования тарифов проверим силами нескольких авторитетных международных аудиторов.
Хочу предложить еще несколько шагов, которые позволят лучше защитить малоимущих. Считаю целесообразным несколько увеличить социальную норму потребления газа в сельских домах во время отопительного сезона. Но мы больше никогда не будем дотировать загородные дворцы такими же ценами на газ или электричество, как и сельские мазанки! Внесу проект закона о полном раскрытии информации по формированию тарифов.
Требую до начала отопительного сезона сделать актуализацию норм потребления тепла для домов без приборов учета тепловой энергии. Для таких домов следует произвести перерасчет, исходя из фактической продолжительности и температуры предыдущего отопительного сезона. Это позволит перенести от 10 до 15% уже уплаченных средств за тепло в прошлую зиму как аванс на следующий сезон.
Это — реальный план защиты людей в условиях тяжелой, обусловленной, в том числе и меморандумом с МВФ, тарифной реформы.
С моей стороны было бы крайне безответственно прибегать на разнообразные радикально-популистские шаги, которые обычно традиционно объясняются любовью к Родине и народу, но в результате конечными последствиями сильнее всего бьют по простым людям.
Декоммунизация, когда уже на то пошло — это не только памятники сносить. Коммунизм надо, прежде всего, выветривать из головы. А я, к сожалению, и в этом зале вижу много желающих перехватить у покойной КПУ левацкие лозунги.
***
Что касается политических приоритетов — ключевыми являются демократизация и децентрализация. Мы не просто сохранили Украину, мы сохранили ее демократической, хотя на ограничение прав и свобод имели полное моральное и, кстати, юридическое право в виде закона о военном положении. Но я, несмотря на политическое давление со всех сторон, несмотря на то, что правовой режим военного положения предоставлял значительно больше власти лично мне, не мог на это пойти, понимая, каким шоком и испытанием его введение станет для моих соотечественников. Только представьте, что это состояние допускает и цензуру, и запрет деятельности партий, и ограничения на передвижения по стране, и комендантский час, и всеобщую мобилизацию, и конфискации имущества и денег на нужды обороны.
Мы строим демократию потому, что мы в нее верим, потому что она является нашей ценностью. Украина может существовать только как демократия, иначе нас не будет, потому что авторитарная Украина останется без поддержки мира, потеряет одно из ключевых отличий от России и станет, в конце концов, ее добычей.
Поэтому я и остаюсь на платформе парламентско-президентской республики, и стану первым Президентом, который не собирает полномочия под себя, а делится ими с общинами в рамках стратегического курса на децентрализацию.
Уже с начала 2015 года мы укрепили финансовую базу местного самоуправления. Бюджеты городов выросли в среднем на 30%, и эти деньги в свободном доступе, а не так как когда-то, когда их надо было зубами выгрызать из Госказначейства.
Надеюсь, что Конституционная комиссия вот-вот завершит проект изменений к Основному закону в части децентрализации, а вы, уважаемые народные депутаты, уже на текущей сессии направите их в КС, чтобы осенью уже принять окончательно. Таким я вижу календарь этой реформы.
Принципиальной важности замечание. Децентрализация не имеет ничего общего с федерализацией. Украина была, есть и будет унитарным государством! И есть круг вопросов, в которых децентрализация не коснется никоим образом, где наоборот — роль центра увеличится. Это касается обороны, национальной безопасности, внешней политики и борьбы с коррупцией, соблюдения законности, прав и свобод граждан, территориальной целостности.
Следовательно, децентрализация может стать реальностью уже после осенних выборов органов местной власти и местного самоуправления. Странно, что до сих пор есть люди, которые считают допустимым отсрочки выборов. В нашей истории такое случалось, но больше не повторится. Раньше — пожалуйста, позже — это где вы такое в Европе видели? Дата голосования определена действующей Конституцией, здесь все предельно ясно. Единственное, чего я жду от Верховной Рады, так это нового закона о местных выборах по открытым спискам.
Конечно, я понимаю все те риски, которые несут местные выборы. Москва планирует в одних регионах искусственно оплодотворять пророссийские проекты, в других — наоборот, крайне правые украинские, чтобы в Европе шарахались от якобы нацизма в Украине. Планы — неоригинальные. Год назад они бы сработали, теперь же, когда мы возродили украинские спецслужбы, эти замыслы обречены . Будем решительно пресекать попытки вмешательства в избирательный процесс со стороны внешних сил. Время, когда будут проходить выборы — это золотая украинская осень, а не кровавая «русская весна».
***В новой Стратегии национальной безопасности главной угрозой нацбезопасности названа агрессия России во всех ее формах, направленная на истощение украинской экономики, подрыв общественно-политической стабильности «с целью уничтожения государства Украина и захвата ее территории». Эта угроза — как острый дамоклов меч свисает над головой на конском волосе… В таких условиях, это очевидно, будет жить еще не одно поколение украинцев.
Не сумев взять приступом извне, враг будет подтачивать нас изнутри. Все как-то подзабыли, что крестовый поход против Украины начинался с экономической агрессии: газового шантажа и тотального вытеснения украинских товаров с российского рынка. В годовом измерении торговля упала втрое. Российская агрессия, истощая украинскую экономику, бьет по уровню жизни украинцев. А враг не скрывает своих планов конвертировать недовольство уставших и исможденных украинцев в дестабилизацию ситуации в нашей стране. Разве не показательно, что о «третьем киевском Майдане» чаще всего говорят в Москве?!
В то же время сохраняется и колоссальная угроза возобновления широкомасштабных боевых действий со стороны российских террористических группировок. На территории Украины находятся 14 российских боевых тактических групп численностью более 9 тыс. военнослужащих. Концентрация российских военных возле границы — в полтора раза больше, чем год назад. Так называемый «Росвоенторг» продолжает регулярно поставлять не только боеприпасы, продукты питания, вещевое имущество и топливо, но и новейшие вооружения и современную военную технику. Год назад в Москве обещали «защитить» русскоязычный Донбасс, а на самом деле превратили его в испытательный военный полигон для нужд российской армии.
Ружье, которое висит на стене, рано или поздно выстреливает. Это правило касается не только обычного театра, но и театра военных действий. А с учетом хорошо известного топографического кретинизма российских военных «заблудиться» они могут в любой момент. Так как это произошло буквально вчера возле Марьинки. Что показательно, они напали в четыре часа утра — вот какая историческая параллель! Мы дали адекватный ответ: предупредив международных партнеров, вернули артиллерию с тыла, где она находится согласно Минских соглашений, и отбили атаку русской солдатни. В ответ нас начали шантажировать внеочередным заседанием Совета Федерации.
В связи с перманентной угрозой развертывания Россией полномасштабной войны против Украины, обеспечение обороноспособности государства надолго останется нашим ключевым приоритетом. Как бы ни было трудно, в бюджете на 2016 год мы опять пойдем на увеличение расходов на оборону и безопасность.
Начали и продолжим процесс обновления высшего командного состава Вооруженных Сил, повышая в званиях и продвигая на высшие должности тех командиров низшего и среднего звена, способности которых ярко проявились во время войны.
От латания дыр и ремонта старой техники мы постепенно переходим к модернизации, разработке, усовершенствованию и выпуску новых видов оружия и военной техники. Развитие ВПК, в свою очередь, должен дать технологический толчок для всей экономики.
Разница с противником в ресурсах и потенциале не должна уменьшать нашу веру в победу. Не забывайте: Давид одолел гораздо более сильного Голиафа.
Война — это не наш выбор. Мой мирный план, озвученный год назад в этом зале, лег в основу Минских соглашений, которые приняты и одобрены всем миром, в том числе и Россией.
План этот очень хорошо известен, не вижу оснований лишний раз его пересказывать. Хотел бы еще раз акцентировать внимание на трех ключевых вещах: выводе российских войск, оружия и техники с территории Украины, установлении украинского контроля над границей и проведении выборов согласно европейских стандартов и украинского законодательства.
Выборы откроют политический диалог с законно избранными представителями украинского Донбасса, позволят остановить вызванную исключительно российской оккупацией гуманитарную катастрофу, начать послевоенную реконструкцию разрушенной боевиками экономики. Граждан Украины, которые есть на временно оккупированных территориях, я рассматриваю как украинских пленных, захваченных захватчиками.
В этом Донбассу, как неотъемлемой части Украины, готовы помогать не только мы, но и наши зарубежные друзья. Но вкладывать деньги в восстановление инфраструктуры они станут лишь тогда, когда убедятся, что все отстроенное сегодня не будет разрушено полномасштабным российским вторжением завтра.
Донбасс уже забыл бы о войне как о страшном сне, если бы в Москве мира хотели бы так же, как мы, в Киеве!
Мы хотим и готовы хоть сегодня восстановить все экономические связи с временно оккупированными районами Донетчины и Луганщины, снять все внутренние барьеры и ограничения на пути людей и товаров. Но при условии, что мы восстанавливаем контроль над внешней границей, как это и предусмотрено Минскими соглашениями. А если нет, то нечего пенять на линию внутреннего контроля.
Пока же украинские гуманитарные грузы и пенсии, которые получают те, кто зарегистрировался на свободной от террористов территории — максимум, на что мы можем согласиться. Содержать и дотировать убийц-боевиков, помогать держаться на плаву бандитам Киев не будет.
Безответственно и перед всей Украиной, и перед жителями оккупированных территорий собственными же силами пролонгировать власть криминально-террористического режима. До ощутимого прогресса в выполнении Минских соглашений уровень экономических связей останется на текущем уровне.
***Дорогие соотечественники!
Говоря о войне и мире, не могу не поделиться, что для меня лично было самым трудным в первом году моего президентства. Боль, пережить которую не пожелал бы даже самому злейшему своему врагу. Более 1700 воинов-героев и более 6 400 мирных граждан… В военной статистике это называется «безвозвратными потерями», а в сердце — это тысячи рубцов. Иногда мне кажется, будто каждая душа по пути на небо пролетела через мой кабинет, и с каждым я поговорил.
Война приходит только в сопровождении смерти. Там где смерть, не везде от войны, а вот где война — смерть с ней в паре, в тандеме, есть такое модное слово в России.
Прошу почтить минутой молчания память всех и каждого, кто погиб в результате российской агрессии против Украины. Никогда не забуду и никогда не прощу!
Было бы странным, если бы, говоря об угрозах безопасности Украине, я обошел бы вопрос о НАТО. Российская агрессия нанесла сокрушительный удар по мифам советской пропаганды. И сегодня, согласно опросам общественного мнения, количество сторонников вступления в НАТО впервые в истории превышает количество противников.
В общенациональном масштабе мы бы легко выиграли референдум о вступлении, и здесь после запятой объективно возникает несколько «но». Внутреннее: это не единственный вопрос, в котором все еще остаются существенные разногласия между регионами. И внешнее: многие из наших друзей и партнеров на Западе не очень приветствует такие быстрые и фундаментальные изменения в общественном мнении и не склонны прямо сейчас открывать нам двери в НАТО — реальные, а не те что на бумаге. Это правда, которую я должен, наконец, без дипломатических уловок прямым текстом сказать стране. Мы с вами, уважаемые народные депутаты, в этом вопросе не собираемся оглядываться на Москву, но и игнорировать мнение наших западных партнеров мы не имеем возможности.
Тем не менее мы будем жестко отстаивать наши интересы. В прошлом году из закона об основах внешней и внутренней политики мы убрали пункт о внеблоковом статусе Украины. В прошлом месяце, как я уже говорил, принята Стратегия национальной безопасности Украины. Она ставит целью членство в НАТО, а ориентация на стандарты Альянса проходит красной нитью через весь документ. Все, что мы собираемся делать в сфере безопасности, будет унифицировано под натовские стандарты.
Наша задача — полное достижение всех необходимых для вступления критериев, и они, кстати, в значительной степени совпадают с критериями членства в ЕС.
Право же принимать окончательное решение в этой чувствительной и очень важной сфере принадлежит исключительно украинскому народу. На референдуме. Но не позволю этим вопросам расшатывать страну, потому что единство для нас — превыше всего. И немного как-то неловко, когда одни и те же люди третьему президенту вставляли палки в колеса даже в получении ПДЧ, зато пятого «ничтоже сумняшеся» упрекают, что Украина до сих пор не является членом НАТО.
***
Дорогие соотечественники и уважаемые народные депутаты!
В конце — краткое резюме наших главных задач на год. Продолжить деолигархизацию, дерегуляцию и децентрализацию. Начать демонополизацию. Завершить создание инфраструктуры для борьбы с коррупцией и перейти в тотальное наступление на нее. Начать очищение судейской касты и прокуратуры.
Обеспечить с начала 2016 года восстановления экономического роста, для чего завершить санацию банковской системы и налоговую реформу. Сохранить, кстати, единый налог для малого и среднего бизнеса.
Особое внимание уделить аграрной отрасли как таковой, которая является одной из основ конкурентоспособности на мировых рынках.
Уже в этом году начать индексацию зарплат и пенсий. Отшлифовать до совершенства систему адресных субсидий для тех граждан, которым не по карману новые тарифы.
Запустить, наконец, реформу системы здравоохранения; хватит здесь прятать голову в песок и обманывать людей байками про бесплатную медицину.
И дальше наращивать расходы на укрепление обороноспособности. Военным — быть готовыми как к возобновлению наступления врага на Донбассе, так и к полномасштабному вторжению по всему периметру границы с РФ. Дипломатам — исключить оба этих сценария, укреплять международную коалицию в поддержку Украины. До урегулирования ситуации на Донбассе и возврата Крыма не допустить снятия санкций против агрессора.
В 2016 году — получить безвизовый режим с ЕС.
Это, уважаемые народные депутаты, наша с вами общая ответственность!
Имею намерение поддержать программу Go Global, которая определяет изучение английского языка одним из приоритетов стратегии развития. Украина сегодня в глобальном рейтинге остается среди стран с самым низким уровнем владения английским, что является естественным барьером для украинцев для переориентации на западные ценности и стандарты. Это ограничивает наш доступ к научным исследованиям, которые на 80% публикуются in English. 55% web-страниц тоже написаны на английском. Программа касается не только молодежи. Владение английским станет критерием при приеме на государственную службу. 2016 год будет объявлен годом английского языка.
Призываю, нет, настаиваю на принятии окончательного решения об отмене депутатской неприкосновенности и ограничении судейской неприкосновенности. Вчерашние голосования — правильный шаг, но недостаточный, каста неприкасаемых должна быть ликвидирована!
Промежуточные результаты следующего этапа совместной работы будем подводить осенью. Под микроскопом будет рассмотрена деятельность каждого министра.
Осуществлять переформатирование Кабинета Министров — не мои полномочия. Я не снимаю и не назначаю чиновников и министров. Но если этого не сделает сама коалиция, кадровых изменений от него потребует общество. Моя принципиальная позиция: изменения в Правительстве должны происходить только при условии сохранения действующей коалиции, а единство коалиции, в свою очередь, не должно вырождаться в круговую поруку.
***
В заключение позвольте обратить внимание на маленькую, но показательную деталь. Аналитические материалы от Национального института стратегических исследований впервые розданы вам не в виде бумажных гроссбухов, а на компактных флешках. Это не только свидетельствует об обеспокоенности экологическими проблемами, но и символизирует переход к электронному управлению.
Эту программу я определил как одну из главных на последующие годы. Электронный документооборот, электронные сервисы и административные услуги, электронные тендерные закупки, электронные обращения и петиции, подписи, максимально широкий доступ граждан к базам данных государственных реестров — это как ключ, который дает новые возможности в борьбе с бюрократией и коррупцией. Поэтому и сопротивление этой реформе, которое оказывается консервативно-ретроградными силами, — колоссальное. Но — бесполезное.
Все, кто противодействует реформам и мешает Украине стать успешной, а именно: олигархия, коррумпированная бюрократия, страна-агрессор и ее немногочисленная пятая колонна — проигрывают.
За последний год я еще раз убедился: мы, украинцы, — уникальный героический народ, с доблестью и силой духа которого мало кто может сравняться.
Я склоняюсь перед моим родным украинским народом. Перед той силой, выдержкой и мудростью, которую продемонстрировали и демонстрируют украинцы.
Наша страна заслуживает успеха. И так будет!
Слава Украине!
Фото: Богдан Бортаков.