Президент Украины предлагает люстрировать чиновников, которые занимали первые государственные должности в период с 23 февраля 2014-го по 19 мая 2019 года.
Заявление Владимира Зеленского относительно усиления закона о люстрации лежит в плоскости политической борьбы и политического фарса.
Мы видим, как образ Голобородько в карикатурных формах находит отражение в президенте, что соответствует запросу общества на такое поведение.
Общество злится на политиков, поскольку его неоднократно обманывали и манипулировали им. И теперь оно, проголосовав за Зеленского, нашло инструмент для наказания чиновников.
Зачем усиливать закон о люстрации
Во-первых, для того, чтобы нарастить собственную электоральную поддержку, которая начала таять. Владимир Зеленский дает взбучку отдельным чиновникам и решил применить информационное оружие массового поражения, заявив о расширенной люстрации.
Во-вторых, в таком заявлении есть элемент элитарной вендетты.
Мы помним события вокруг Андрея Богдана и его назначения. В этом случае все может быть элементом мести тем, кто использовал инструмент люстрации, в том числе, и для сведения собственных счетов после 2014 года. Соответственно сейчас против них эта ситуация обернулась на 180 градусов.
В-третьих, это дискредитация самого инструмента люстрации, идея которой подменяется как таковая. Ведь она является последней надеждой, которая используется в кризисных ситуациях, когда нет другого средства перезагрузить систему, что не способна сама обновиться.
Если люстрацию использовать каждый электоральный цикл, то она подменяет собой и судебный, и политический процессы. Это нельзя серьезно воспринимать как цивилизованную модель развития государства, а лишь как угрозу для политического процесса.
Конечно, общество будет аплодировать, потому что это игра на эмоциях. Но, с точки зрения долгосрочной перспективы, усиление люстрации может нанести серьезный вред для роста демократичных институтов Украины.
Я остаюсь при мнении, что после выборов в команде президента попытаются об этой инициативе забыть.
Является ли закон неконституционным
Правовое обоснование для отмены закона Об очистке власти найти можно. Однако есть позиция Венецианской комиссии, которая четко сказала, что инструмент люстрации в Украине может быть задействован и он не нарушает международное законодательство.
Читайте: Отмена закона о люстрации: почти 900 чиновников могут вернуться к власти
Если говорить о конституционности или неконституционности, то с правовой точки зрения, люстрация могла состояться в той ситуации и не должна была быть отменена.
С точки зрения политического влияния, отменив закон Об очистке власти, мы потеряем дважды, поскольку люстрация — это политическая химиотерапия, из-за которой очень серьезно страдает организм и потом долго восстанавливается. Но когда есть политическая раковая опухоль, то только таким образом можно ее удалить.
Если мы будем пытаться засунуть зубную пасту обратно в тюбик, то это не только не удастся, а будет иметь дополнительные негативные последствия.
Автор: Олег Саакян, политолог.