5 случаев введения миротворцев. Чем все заканчивается?

Владимир Путин заявил, что не против размещения миротворцев ООН на Донбассе для охраны миссии ОБСЕ, но только на линии разграничения. Украинская сторона раскритиковала эту идею.
Москва направила в ООН проект резолюции о размещении спецмиссии. Позже Владимир Путин после разговора с канцлером ФРГ Ангелой Меркель заявил о готовности дополнить функции миротворцев – охранять СММ ОБСЕ не только на линии соприкосновения, а на всей территории.
Глава МИД Украины Павел Климкин озвучил такую позицию: миротворцы ООН должны зайти на Донбасс только после того, как Россия выведет оттуда всех наемников и вооружение.
Президент Украины Петр Порошенко с трибуны в Генеральной Ассамблее ООН заявил, что только полноценная миротворческая миссия ООН решит конфликт на Донбассе.
– Полноценная миротворческая операция ООН является единственным эффективным решением для деэскалации, поэтому мандат миротворцев должен покрывать всю оккупированную территорию, включая российско-украинскую государственную границу, – подчеркнул Порошенко.
Кстати, в Кремле категорически отказываются от идеи миротворцев ООН на границе Украины и России в ОРДЛО. Там говорят, что это якобы “нарушает” Минские договоренности.
Так как действуют миротворцы в других странах?
Приднестровье
Конфликт длится около 28 лет. Пик горячей фазы пришелся на 1992 год. В том году, летом Россия ввела свои военные силы под видом миротворческой миссии.
Таким образом, Москва контролирует до сих пор часть ПМР благодаря нахождению там якобы миротворцев.
В июне 1992 года парламент Молдовы обвинил в обострении ситуации российскую 14-ю гвардейскую армию. Молдавские депутаты обратились в ООН в связи с открытой агрессией России.
Но масштабные военные действия продлились недолго. Уже 4 июля 1992 года Молдова подала запрос на перемирие после применения артиллерии российской стороной.
21 июля был подписан документ О принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Подписанты – ПМР, Молдова и Россия.
С этих пор конфликт заморозился. В состав т.н. миротворцев входили россияне (55%) и поровну молдавских военных и военных ПМР. То есть, сепаратисты тоже имели право голоса на переговорах.
К слову, в Молдове сначала были введены миротворческие силы, а потом совершен отвод военных сил от линии разграничения.
В 1993-м к переговорам присоединяются ОБСЕ, а в 1995-м – Украина, которая послала в ПМР своих наблюдателей.
В итоге, ситуация в ПМР максимально законсервирована. На данном этапе Молдова добивается вывода российских миротворцев.
В 2006-м в ПМР провели референдум. Ничего не напоминает? Там 97% было “за” вхождение в состав РФ. Но в отличие от ситуации с Крымом Москва отказалась от сценария присоединения ПМР.
В 2017 году Молдова попросила ООН обсудить вывод российских войск из Приднестровья. В Молдове заявили, что сейчас российская армия на территории страны представляет угрозу поддержанию международного мира и безопасности.
Кстати, в 1999-м году Россия приветствовала условие вывести свои войска с ПМР в 2002 году. Этого так не случилось.
Косово
Миротворцы в Косово были под руководством НАТО, хоть и важные решения о них принимались в ООН.
Обострение ситуации началось еще в 1996-1997 годах, когда Югославия начала переселять сербских беженцев в Косово из Хорватии и Боснии и Герцеговины.
С 1998 года столкновения албанских группировок и югославской армии переросли в боевые действия.
Совет безопасности ООН не мог решить ситуацию с этническими чистками Югославии в Косово. Не было принято ни одной резолюции. Россия все заблокировала правом вето.
Миротворцы в Косово — уникальный случай: армия НАТО начала военную операцию без формального одобрения Совета безопасности ООН.
С марта по июнь 1999 года силы НАТО начали бомбардировку авиацией. С этого момента все шло на деэскалацию конфликта. Вслед за авиационными ударами Альянса в Косово зашли миротворцы KFOR.
Миротворцев создали через резолюцию Совета Безопасности ООН №1244 — на этот раз вето не было.
Военному контингенту поставили такие задания: контроль над границей, демилитаризация военных группировок, наблюдение за разминированием, предотвращение боевых действий и создание условий безопасности, в том числе для беженцев.
Максимальная численность KFOR достигала 50 тыс. человек из 34 стран (из них – только 24 страны из НАТО).
В ООН также создали UNMIK – миссию, которая выполняла роль временной гражданской администрации в Косово с июня 1999 года. Кстати, в обязанности миссии входит экономическое развитие Косово и демократизация. Сейчас все идет к сокращению UNMIK.
В 2008-м Косово провозгласила независимость – в одностороннем порядке. Это решение признали 111 стран-членов ООН из 193-х.
Но два постоянных члена СБ ООН – Китай и Россия – отказались признавать независимость Косово.
Для того, чтобы занять место в ООН, стране нужна поддержка 2/3 членов ООН (не мене 129 стран) и одобрение СБ ООН (без вето от постоянного члена).
Сирия
Миссия ООН в Сирии приостановлена из-за провального перемирия. Активные боевые действия возобновились.
Миротворцы зашли в Сирию в 2012 году благодаря резолюции от 21 апреля №2043. Тогда был придуман план из шести пунктов по прекращению огня в Сирии. Миротворцы – один из пунктов.
Миссия ООН состояла из невооруженных военных наблюдателей (до 300 человек), а также надлежащего гражданского компонента.
В мандате прописаны были всего два задания – наблюдать за прекращением вооруженного насилия и за выполнением плана из шести пунктов по прекращению конфликта.
Первые две недели масштабы насилия сокращались. Однако в мае боевые действия возобновились. Растущее насилие не позволило работать миссии ООН. Также увеличилось число нападений на представителей ООН.
Генеральный секретарь ООН среди возможных вариантов называл расширение количества военных или наоборот – переключение деятельности миссии на выполнение невоенных действий.
В Совете Безопасности ООН в июле продлили мандат на 30 дней. Однако миссию приостановили 19 августа 2012 года.
В СБ ООН пообещали снова возобновить миссию, но поставили условие: мандат продлят после прекращения использования тяжелого вооружения и уменьшения масштабов насилия.
Бывшая Югославия
Одна из самых масштабных миротворческих миссий ООН — СООНО (Силы ООН по охране). Была развернута в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Союзной Республике Югославия (Сербия и Черногория) и бывшей югославской республике Македонии.
Миссия длилась с февраля 1992 года по март 1995 года. По состоянию на 1995-й, было более 38 тысяч военных, среди них – 684 наблюдателей. Среди местных было 2 615 сотрудников, а также более 80 гражданских полицейских и 2017 других гражданских служащих.
За это время СООНО понесли потери – 167 погибших. На финансирование потрачено более 4,6 млрд долларов. Сначала силы миротворцев ввели в Хорватию на период урегулирования югославского кризиса. ООН отправила туда военных для создания условий мира и безопасности.
В мандате миссии ООН также были включены демилитаризация отдельных районов в Хорватии и защита гражданского населения от вооруженных нападений.
Кроме того, военные ООН наблюдали за выполнением соглашения о прекращении огня в Хорватии. После того, как СООНО начали расширятся и в другие страны (Македония и Босния и Герцеговина) для урегулирования югославского кризиса в ОНН приняли решение – разделить СООНО на три взаимосвязанные операции по восстановлению мира для стран, которые провозгласили независимость в результате распада Югославии.
Иран и Ирак
Миссию ООН ввели после активных боевых действий. Война Ирана с Ираком закончилась в 1988 году. В августе 1988-го в эти страны ввели Ирано-иракскую группу военных наблюдателей ООН.
Численный состав миссии небольшой – 400 военных и гражданский персонал, набранный на международной основе и среди местного населения.
За все время существования миротворческой миссии погиб 1 военный ООН. На миротворцев было потрачено почти 178 млн. долларов.
Цели миссии заключались в том, чтобы подтвердить окончательное прекращение огня и отвод всех войск к международно признанным границам. На это у миротворцев ООН ушло почти три года.
В августе 1991 года миссию расформировали. Но еще до конца 1992-го в Тегеране и Багдаде находились гражданские отделения миссии ООН – они были небольшими и выполняли задания политического характера.
Напомним, представитель Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе Ольга Айвазовская рассказала Фактам ICTV спасет ли миротворческая миссия Донбасс и что нужно для этого Украине.