Турция перемаркировывает российскую нефть и экспортирует в ЕС в обход санкций — Politico

Турция маркирует российскую нефть, выдавая ее за свою, а затем отправляет танкерами в Евросоюз. Благодаря такой схеме Россия заработала как минимум 3 млрд евро.
Об этом пишет издание Politico.
Турция перемаркировывает российское топливо
В мае прошлого года на юге Турции, в 60 км от сирийской границы, нефтяной танкер прибыл в порт Торос Джейхан, готовый загрузить топливо. После загрузки 150 тыс. баррелей газойля — топлива для дизелей — отправились на завод Motor Oil Hellas на юге Греции.
Утверждается, что топливо было турецким. Афины уверяют, что не принимают грузы с российской маркировкой в соответствии с санкциями ЕС. Но новые исследования и отчеты Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) и Центра изучения демократии (CSD) показывают, что груз, скорее всего, был именно российским. Просто маркировку скрыли.
Отмечается, что такая схема возможна благодаря пробелам в санкциях, что позволяет ввозить в ЕС “смешанное” топливо, если оно маркировано как нероссийское.
Россия заработала €3 млрд
Эта прибыльная лазейка уже принесла Москве за год до 3 млрд евро лишь из трех портов. ЕС запретил экспорт российского топлива в феврале 2023 года.
— Турция превратилась в стратегический пит-стоп для российских топливных продуктов, перенаправляемых в ЕС, и приносит сотни миллионов налоговых поступлений в военную казну Кремля, — отметил Мартин Владимиров, старший энергетический аналитик CSD.
Аналитики отмечают, что такая схема очень красочно иллюстрирует способность РФ обходить санкции ЕС. Ведь торговля ископаемым топливом составляет почти половину бюджета Кремля, из которого финансируется война в Украине.
В прошлом году Politico выяснило, что Москва получила еще 1 млрд евро из еще одной санкционной лазейки через Болгарию.
Сейчас страны ЕС обсуждают 14-й пакет санкций против России.
— Мы должны ужесточить наши меры и найти способы предотвратить обход санкций. Третьи страны, особенно наши союзники по НАТО [такие, как Турция], должны как можно больше соответствовать нашим санкциям, — заявил министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна.
Импорт российской нефти в ЕС
До полномасштабной войны Евросоюзу зависел от России на четверть в импорте сырой нефти и на 40% в закупках дизельного топлива. Но ситуация резко изменилась после того, как ЕС решил полностью запретить нефть и топливо в 2022 году.
Примерно в то же время Турция начала потихоньку наращивать собственный импорт топлива из России, одновременно наращивая экспорт в страны ЕС.
Согласно исследованиям, в период с февраля 2023 года по февраль 2024 года Турция увеличила закупки в России на 105% по сравнению с предыдущими 12 месяцами. За тот же период экспорт топлива из Турции в ЕС вырос на 107%.
Но это вовсе не означает, что все топливо, идущее в ЕС из Турции, является российским. Хотя географическое положение нескольких портов, плюс информация об импорте-экспорте говорит о том, что значительные объемы российского топлива просто перемаркировали и отправили дальше.
В период с февраля 2023 по 2024 год юго-восточный порт Джейхан принял около 22 млн баррелей топлива, 92% которого привезли из России. Это втрое больше, чем импортировали из РФ годом ранее. За тот же период из турецкого порта в страны ЕС экспортировали 85% топлива.
Это позволяет предположить, что большая часть российской нефти и дизеля поступала на рынок ЕС просто под другой этикеткой.