Авиакатастрофа самолета в Казахстане: все, что известно, почему причастна РФ и как будет продолжаться расследование
![Авиакатастрофа самолета в Казахстане: все, что известно, почему причастна РФ и как будет продолжаться расследование Катастрофа літака в Казахстані](https://cdn.fakty.com.ua/wp-content/uploads/2024/12/27/aviakatastrofa-u-kazahstani-632x356.jpg)
Утром 25 декабря в Казахстане в городе Актау произошла авиакатастрофа пассажирского самолета, который направлялся из азербайджанского Баку в российский Грозный.
- Авиакатастрофа самолета в Казахстане — что известно
- Почему Россия виновата в авиакатастрофе самолета
- Какой системой российской ПВО сбили самолет
- Прекращение рейсов в Россию после авиакатастрофы
- Расследование причин авиакатастрофы в Казахстане
Авиакатастрофа самолета в Казахстане — что известно
По информации МЧС Казахстана, в 11:00 по местному времени от диспетчера аэропорта Актау в Департамент по чрезвычайным ситуациям Мангистауской области поступил запрос самолета Embraer 190AR авиакомпании Azerbaijan Airlines, который просил об аварийной посадке.
Самолет направлялся из города Баку на территорию России — в Грозный. Во время его подлета в Чечне продолжалась воздушная атака беспилотников, поэтому работала российская ПВО.
В самолете находились 67 человек. Среди них были и пятеро членов экипажа. Воздушное судно упало на расстоянии трех км от аэропорта.
По данным Министерства транспорта Казахстана, на борту самолета было 37 граждан Азербайджана, 16 — Российской Федерации, шестеро — Казахстана, трое — Кыргызстана.
Известно о гибели 38 человек в результате авиакатастрофы самолета в Казахстане. Другие 29 человек чудом остались в живых.
Почему Россия виновата в авиакатастрофе самолета
Сперва о вине России в авиакатастрофе самолета заявил руководитель Центра противодействия дезинформации при Совете национальной безопасности и обороны Украины Андрей Коваленко.
По его словам, российский зенитно-ракетный комплекс сбил пассажирский самолет Embraer 190 компании Азербайджанские авиалинии. Тогда Россия должна была закрыть воздушное пространство над Грозным, где продолжалась атака БпЛА, однако этого не было сделано.
Андрей Коваленко рассказал, что самолет получил повреждения в результате поражения из российской системы ПВО. Вскоре его отправили в Казахстан, не дав совершить аварийную посадку в Грозном и спасти людей.
В российских Telegram-каналах предполагают, что самолет мог стать жертвой так называемых глушилок для дронов, поскольку продолжалась атака беспилотников. Но когда судно снижалось для посадки, то переставали работать GPS-системы, о чем экипаж неоднократно сообщал аэропорту.
Руководитель ЦПД отметил, что россияне после ознакомления с расшифровкой переговоров экипажа рейса Баку-Грозный признают, что самолет поразили ПВО (ракета ЗРК содержит шрапнель).
По его словам, отверстия в фюзеляже самолета во время полета не берутся от птиц — такая версия существовала изначально.
Коваленко рассказал, что повреждение самолета и выведение из строя его систем было обусловлено ракетой ЗРК.
Россия не закрыла воздушное пространство над Грозным во время атаки беспилотниками. Самолету не позволили совершить аварийную посадку в Грозном или Махачкале не просто так, утверждает руководитель ЦПИ.
— Только профессиональная работа пилотов самолета не позволила превратить эту историю в провокацию России против Украины. Сейчас Россия будет делать все, чтобы скрыть собственную вину в авиакатастрофе и гибели людей, — убежден Коваленко.
Какой системой российской ПВО сбили самолет
Позже руководитель Главного управления разведки Министерства обороны Украины Кирилл Буданов уточнил, из какого именно российского зенитно-ракетного комплекса был подбит пассажирский самолет.
По его словам, самолет рейса JS-8432 сбили из ЗРК Панцирь-С1, который расположен на территории Российской Федерации.
Координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби заявил о наличии у США признаков, указывающих на то, что самолет Азербайджанских авиалиний сбит российской системой ПВО.
Однако он подчеркнул, что расследование авиакатастрофы и ее причин все еще продолжается.
Также есть неофициальная версия, что в Чечне знали, что подбили пассажирский самолет, поэтому его могли специально перенаправить в Казахстан через Каспийское море, надеясь, что борт упадет и все следы будут скрыты. Однако эта информация требует дополнительного подтверждения.
Президент Украины Владимир Зеленский обратил внимание, что фотографии и видео с места катастрофы красноречиво свидетельствуют об ответственности России за трагедию.
По его словам, каждая жизнь является ценной. Он утверждает, что необходимо тщательное расследование ради установления истины.
По мнению президента, необходимо консолидировать все международное давление на Россию, чтобы установить правду и привлечь виновных к ответственности, если Москва продолжит распространять ложь.
Например, так произошло, когда Россия сбила самолет Boeing 777 рейса MH17 в Донецкой области в 2014 году, заявил Зеленский.
Прекращение рейсов в Россию после авиакатастрофы
Крупнейшая авиакомпания Израиля El Al решила приостановить рейсы по маршруту Тель-Авив — Москва после заявлений о катастрофе самолета в Казахстане в результате удара российской ПВО.
Как отметили в компании, на следующей неделе планируют провести новую оценку ситуации, чтобы принять решение о том, стоит ли возобновлять рейсы в Россию.
В то же время казахстанская компания Qazaq Air сообщила об остановке рейсов в Екатеринбург.
Также Azerbaijan Airlines пока не будет осуществлять рейсы в семь городов России из соображений безопасности.
Расследование причин авиакатастрофы в Казахстане
Казахстан является членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Согласно приложению 13 к Чикагской конвенции как страна, на территории которой произошла катастрофа, Казахстан обязан организовать расследование трагедии.
Однако Казахстан уже создал такую комиссию для расследования причин авиакатастрофы.
Генеральная прокуратура Азербайджана возбудила уголовные дела по двум статьям:
- 262.3 УК АР (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц);
- 314.3 УК АР (Халатность).
Правоохранительные органы Казахстана возбудили уголовное дело по статье 345 УК РК (Нарушение правил безопасности при эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
В настоящее время продолжается расследование, после которого точно станет известно, кто виноват в авиакатастрофе самолета Азербайджанских авиалиний в Казахстане.
Фото: МЧС Казахстана