
Чем ближе 30 октября, тем больше шумихи вокруг заполнения электронных деклараций. Наиболее дисциплинированными в этом вопросе оказались судьи и прокуроры, хотя и низшего звена. Среди них уже более двухсот, кто открыл свои состояния. Тогда как из всех нардепов не наберется и десятка.
— Ситуация для многих патовая. Или надо все открывать и тогда нести ответственность, ну, по меньшей мере морально-политическую ответственность: откуда такие доходы. Ну, или вообще покидать насиженные министерские и другие высокопоставленные должности, — говорит директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
Многие чиновники надеялись, что система даст сбой, и обнародовать сколько у кого имущества не придется. Но чуда не произошло. Хотя инцидент, который возник с декларацией нардепа Остапа Еднака, поставил под сомнение надежность системы электронного декларирования.
Депутат рассказывает, что несколько недель собирал все документы, проверял реестры, оформлял электронный ключ. Но когда подал декларацию – был шокирован. Часть информации о его участии в общественном объединении исчезла.
В конце концов, говорит, был вынужден даже писать заявление в полицию. Ведь за отсутствующие в декларации данные — грозит штраф, а то и вообще может светить тюрьма. Впрочем, уже под вечер на радость нардепа все появилось. Вот только что это было: сбой в системе или преднамеренное вмешательство?
О том, что не все так как надо работает, жаловались и министры. На заседании правительства с участием главы Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции, они ее просто засыпали вопросами. О том, что якобы когда они заходят с офисного компьютера, чтобы заполнять декларацию, а потом идут в другое место, чтобы доработать, то черновик не сохраняется на другом компьютере.
В ответ глава Нацагентства Наталья Корчак посоветовала ходить на тренинги, которые ее ведомство специально организовывает для государственных служащих.
Читайте: Нардеп задекларировал одежду на 600 тыс. грн
Нерешенным и, наверное, самым главным вопросом остается форма декларации, легитимность которой НАБУ поставило под сомнение. Дело в том, что пытаясь усовершенствовать систему, Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции изменило форму заполнения декларации. И теперь она не соответствует закону. А это, говорят юристы, может стать лазейкой для чиновников-коррупционеров.
— Относительно формы декларирования, то действительно те чиновники, которые на сегодняшний день уже подали декларации, их нельзя будет привлечь к ответственности за дачу заведомо ложной информации. То есть эти декларации не будут доказательной базой в суде, — рассказывает правозащитник, юрист рассказывает Анна Свириденко
Это означает, что любой адвокат сможет оправдать своего подзащитного. И НАБУ, несмотря на наличие доказательств, будет бессильным.
Правда существуют и другие риски возможного срыва электронного декларирования.
Есть опасения, что серверы не выдержат нагрузки, если госслужащие в последний день массово заполнят декларации.
Хотя в Госспецсвязи успокаивают: у них все под контролем.
Но как бы там не было, но процесс заполнения деклараций понемногу пошел. В прессе все чаще стали появляться новые подробности частной жизни чиновников. Хотя если их имущество не будет соответствовать зарплате, но приобретенное до 2015 года, тюрьма не грозит. Бояться, прежде всего, надо тем, кто воровал в прошлом году или скроет нажитое ранее.
Напомним, более 5 тысяч чиновников подали электронные декларации.