
Факты ICTV начинают серию публикаций об украинских стартапах. В ряде интервью новые бизнесмены дадут ответы на вопросы о том, как строят свою деятельность в условиях войны и валютных каруселей, чем пытаются привлечь покупателей и какие перспективы ожидают украинский бизнес в будущем.
Первый из них – киевский гастро-проект — Гурманьяки.
Мода на украинский продукт
На красочных фотографиях в группе Гурманьяков в соцсети Fecebook – маленькие баночки с лимонным кремом в корзинках с лимонами и булочками с зажаренной корочкой, различных цветов специи и кусочки вяленого мяса, рядом с которыми — сочно красные помидоры и перец. И, кажется, что в воздухе витает легкий лимонный аромат, вперемешку с запахом свежей выпечки. А под фото – лайки гурманов и обсуждение рецептов, ингредиентов и вкусовых предпочтений.
Гурманьяки — площадка для ценителей украинских гастроновинок, соединяющих в себе шарм кухонь разных стран.
— Идея Гурманьяков родилась достаточно давно, но в силу разных обстоятельств откладывалась, — рассказывает сооснователь проекта Татьяна Ткаченко. — Дебютом же стал июль 2014 года. Тогда первая партия из 100 баночек лимонного курда отправилась в ящики Местной еды (профсоюз локальных производителей, рестораторов и гастро-активистов, которые доставляют боксы с вкусными товарами прямо к порогу дома. — Ред.) и нашла своих ценителей. Мы получили множество восторженных отзывов, поэтому решили, что дебют удачный. И не остановились. Но активное развитие началось только с середины 2015 года.
По словам Татьяны Ткаченко, инициаторами развития проекта было три человека: сама Татьяна, ее муж Дмитрий и друг с университетских времен Виталий. Они вместе и по очереди находили идеи, отрабатывали их, забраковывали или отбирали для дальнейшей проработки, вели переговоры с потенциальными клиентами и партнерами, осуществляли доставку.
— Все мы любим готовить и путешествовать, поэтому идея делать то, что популярно “там” и не известно “здесь”, практически лежала на поверхности. Поэтому, когда нас спрашивают, какова концепция Гурманьяков, мы отвечаем примерно так: путешествуя, люди пробуют и влюбляются в местные деликатесы, но не могут запастись ими на всю жизнь. Гурманьяки отыскивают лучшие рецепты, адаптируют их под вкусы украинцев, производят в Киеве из местных продуктов и продают по украинским ценам.
Татьяна уверена, что одним из факторов успеха их проекта стало то, что, в связи с ситуацией на Майдане и Донбассе, все украинское было на подъеме. Именно в этот период в Украине начался спрос на локального, качественного производителя.
Читайте: Украинский стартап Grammarly получил рекордную сумму инвестиций
Своими руками
Все, что продавали Гурманьяки было сделано руками их создателей. Кто-то делал курд (своего рода заварной крем на лимонном соке. — Ред.), кто-то соли и прочие специи, мясные деликатесы. Каждый раз, экспериментировали с рецептами, ориентируясь на вкусовые предпочтения украинцев.
— Все производили и производим сами, — уверяет Татьяна Ткаченко. — Курд я делаю много лет, поэтому рецепт был проверенный и отработанный. В нем ощутимо меньше масла, чем в большинстве тех рецептур, что можно встретить в интернете, и поменьше сахара. Зимой отрабатывали рецепт веганского курда (без масла и яиц), но пока не анонсировали.
Соли и билтонг (южно-африканская разновидность вяленого мяса. – Ред.) делал Виталий. Их рецепты также были слегка видоизменены. Например, в 3 из 5 солях больше или меньше присутствует чеснок, который понятен и близок украинской кухне (в оригинальных рецептах чеснок не везде), в томатной специи долго экспериментировали с составом трав. А соль с чили — уже полностью наша рецептура (и пропорции, и сам рецепт).
Европа в помощь
Стартового капитала, как такового, у троицы энтузиастов не было. Но желание что-то делать было грандиозное. Небольшие накопления, которые у них имелись, были потрачены на первые закупки сырья (потратили 5 тысяч гривен).
— Первые партии курдов были, что называется, сделаны вручную, — вспоминает Татьяна Ткаченко. — А уже в 2015 году нам удалось получить 2 гранта – от Международного Фонда Возрождение и ПРООН.
Всего компания получила около 150 тысяч гривен грантовой помощи. Эти деньги полностью были потрачены на закупку необходимого оборудования — специализированную кухонную и упаковочную технику (печь, холодильник, кухонные процессоры, комбайн, зестеры (для цедры), вакууматор, запайщик). А также на “дорогую мелочь” типа хороших ножей, пластиковых и металлических гастроемкостей, хороших кастрюль с сертификацией НАССР (система управления безопасностью пищевых продуктов – Ред.) и прочего.
Профессиональное оборудование помогло существенно облегчить работу по производству продукции Гурманьяков.
Татьяна уверена, что благодаря автоматизации многих процессов, компании до сих пор удается справляться втроем. Что, в конечном итоге, позволяет им держать достаточно низкую цену на свою продукцию.
— Кроме того, мы имеем и нематериальные активы, — с гордостью говорит соосновательница Гурманьяков. — У нас на троих сосредоточено довольно много профессий. У меня, например, PR, маркетинг и продажи, у Дмитрия – юриспруденция. К тому же, он прекрасный переговорщик. Виталий – хороший экономист и имеет колоссальный опыт в SEO. Да и вообще, близко “дружит” с IT. Не останавливаясь на достигнутом, мы за 2014-2015 год, посетили бизнес-инукбатор BizClub, тренинги и курсы, которые суммарно могут претендовать на MBA.
Различный опыт и умение договариваться и что-то делать руками позволяет компании Гурманьяки не только оставаться на плаву, но и развиваться.
Не пробовали, не знаем
Стоит отметить, что еще далеко не все украинцы понимают, что такое курд или билтонг. И чем обычная соль отличается от кулинарной. Из-за этого среди широких масс спрос на продукцию Гурманьяков пока не высок.
— Многие крафтовые производители производят один вид продукта, но в разных решениях (меняют вкус, объем, упаковку). Это растяжение бренда. Мы же занялись и расширением бренда тоже, производя совершенно не связанные между собой курд, кулинарные соли и билтонг.
Но есть и свои сложности с такой продуктовой линейкой: как и всякий незнакомый продукт, к нему нужна «говорящая инструкция» в виде вовлеченного продавца или консультанта.
— Пойди, объясни человеку, что такое курд и чем он отличается от джема или зачем его стоит хотя бы попробовать, — поясняет Татьяна. — И почему это «Нет, не мед. Это курд» (часто на фестивалях люди отказывались подходить к стойке, потому что им не нужен мед. А курд действительно в баночке похож на засахаренный мед). Такие же истории есть с билтонгом и кулинарными солями. Но потихоньку мы повышаем гастроуровень украинцев.
Бизнес в Украине
Если с идеями для стартапов у украинцев проблем нет, то с ведением бизнеса на территории страны часто возникают вопросы. Однозначно ответить, сложно ли сегодня вести бизнес в Украине, Татьяне не так легко.
— Сложно ли вести бизнес? Я бы как ключевое добавила слово “сегодня”. В части организационно-правовой формы – проще, понятнее, чем, скажем, лет 10 назад. Мы работаем на едином налоге второй группы. Все налоговые нововведения, которые сейчас действуют в стране, правильные и нужные, хоть даются начинающим предпринимателям нелегко. Сложнее в части покупательской способности клиентов. Мы не используем дополнительные консерванты, например, поэтому срок годности нашей продукции невелик. Мы закупаем ингредиенты только те, что без опаски положим на свой стол, т.е. никакой “второй свежести”. И это, безусловно, отражается на конечной стоимости нашей продукции и на круге потенциальных покупателей.
По словам Татьяны Ткаченко, одной из сложных проблем при организации бизнеса было найти помещение. Особенно, если надо арендовать помещение на несколько дней или на неделю, чтобы сделать несколько партий курда.
— Особенно это было актуально на начальном этапе, когда до конца не понятно, нужно ли будет тебе помещение через полгода. Ведь вначале абсолютно не «видишь» завтрашний день. Также были и проблемы с арендой профессионального оборудования.
Сейчас Гурманьяки работают исключительно в оффлайне. В социальной сети Facebook у гастрокомпании есть постоянные заказчики. Там же получают отзывы от своих потребителей и отвечают на всевозможные вопросы.
Также свою продукцию Гурманьяки продают на всевозможных ярмарках и через организацию Местная еда.
По мнению Татьяны Ткаченко, в Украине есть большой потенциал для развития бизнеса.
— Нужны силы, время и бесконечная вера в то, что это получится, — говорит Татьяна. — Хорошо бы еще иметь ментора или бизнес-наставника, который предостережет от возможных шибок. Особенно это важно в первое время – полгода-год. Поэтому, заниматься стоит тогда, когда это не эмоциональное решение, а взвешенное, рациональное. Просчитаны все “за” и “против”, есть четкое понимание того, что о прибыли в ближайший год можно даже не задумываться, и работать 24/7.
Читайте: Украинцы разработали фитнес-браслет за $200
Только вперед!
В прошлом году, Гурманьяки продали более 700 порций курдов, почти столько же билтонгов и около 150 килограммов кулинарных солей.
Одна баночка курда весом в 200 мл стоит 55 гривен. За 550 мл – 120 гривен. Соли стоят по 35-50 гривен за порцию. А билтонг по 40-55 грн за порцию весом в 100 гр. Это розничные цены. Партнерские и корпоративные расценки ниже.
По словам Татьяны Ткаченко, их покупатели — как обычные, рядовые граждане, так и крупные корпоративные клиенты.
— На сегодня Гурманьяки — это микробизнес, как по объемам производства, так и по количеству занятых в нем людей. Доходы в отдельные месяцы не превышают 20-30 тысяч гривен в месяц, а иногда сопоставимы со средней зарплатой киевлянина.
Таня признается, что до получения грантов, были мысли про то, насколько проект нужен. Ведь вручную делать курды и билтонги достаточно сложно. Процесс занимал практически все время, а результат приносил минимальный доход. Однако, после закупки профессионального оборудования появилось время на отдых. А желание что-то менять перешло в стремление развиваться.
И хотя проект сейчас развивается не особо интенсивными темпами, Гурманьякам уже есть чем похвастаться. Так, компания выпустила наборы кулинарных солей для известных международных компаний (и для менее известных).
— Также достижением я считаю то, что мы зарегистрировали свой торговый знак, и защитили наш бренд от повторов и подделок. И еще из особо приятного – мы являемся участниками проекта Unlimit Ukraine от Европейской Бизнес Ассоциации (ЕВА) (самое масштабное международное бизнес-сообщество, которое насчитывает более 900 участников. — Ред.).
Украинцам, которые мечтают развивать собственное дело, соосновательница Гурманьяков советует для начала попробовать реализовывать свою идею в свободное время, не оставляя основной источник доходов.
— Набивать шишки в бизнесе куда приятнее, если знаешь, что в конце месяца доход будет, не смотря ни на что. Считается, что уходить с основного места работы можно тогда, когда хобби приносит сопоставимый доход. И, самое главное, — понимать, что собственный бизнес – это не “пришел на работу, когда проснулся”, и это не “отпуск с элементами работы”. Это тяжелый труд в режиме 24/7, 100% вовлечение и ответственность.
И все же, мой главный девиз, которым хочу поделиться, — better done than perfect.
Напомним, ранее Факты ICTV писали о том ,что украинские дизайнеры интерьера завоевали европейский рынок.
Яна Миланова.