
Так считает Василий Фурман, доктор экономических наук, член Совета НБУ. Он объясняет экономическую ситуацию в Украине, в том числе — вклад мигрантов в ВВП.
Дальше — прямая речь.
Падение сменилось стагнацией. Что происходит?
После падения ВВП в 2015 году, с 2016 года Украина находится в фазе экономического восстановления. В частности, рост реального ВВП в 2016-м постепенно ускорился до 4,7% (в годовом измерении) в IV квартале, тогда как в I квартале этот показатель был близок к нулю. Объемы промышленного производства за 2016 выросли на 2,4%.
В текущем году экономическое восстановление продолжилось. В общем ВВП растет уже на протяжении шести кварталов подряд. И темпы могли бы быть выше, если бы не проблемы на востоке страны, в том числе связанные с блокадой.
Что способствовало оживлению в 2016-м? Как внешние факторы, так и внутренние. В 2016-м улучшилась ценовая конъюнктура на внешних рынках.
В частности, повышались цены на сталь, железную руду, удобрения, подсолнечное масло, а также другую пищевую продукцию. А в конце года наблюдалась стабилизация цен на зерновые.
Все это способствовало росту объемов металлургического производства, оживлению в пищевой промышленности и поддерживало развитие химической промышленности.
Среди факторов драйвило экономику роста объемов производства сельского хозяйства (на 6,1%) и существенное увеличение объемов инвестиций.
Оживление соответствующим образом сказалось на доходах субъектов экономики. Так, финансовый результат крупных и средних предприятий до налогообложения по итогам 2016 был положительным и составил около 76 млрд грн, тогда как в соответствующем периоде 2015 года убытки предприятий в целом достигли 237 млрд грн.
А в 2017-м? На сегодня, экономика продолжает восстанавливаться. За январь-июнь текущего года финансовый результат деятельности предприятий уже более чем вдвое превысил прошлогодний показатель, составив 186 млрд грн. Поблагодарите ту же конъюнктуру на мировых рынках. Растут цены на сталь, возобновился рост цен на железную руду.
Как и ожидалось, активизировался потребительский спрос. Это произошло благодаря возобновлению роста реальных располагаемых доходов населения, постепенному улучшению потребительских настроений и оживлению потребительского кредитования.
Двукратное повышение минимальной заработной платы в начале 2017 года и широкий охват домохозяйств программой жилищных субсидий ожидаемо сделали весомый вклад в рост доходов населения.
Сохранится ли тенденция в 2018? НБУ и Правительство прогнозируют ускорение темпов экономического роста. В 2018-м — около 3%, в 2019-м — около 4%.
Основными факторами этого должны стать: реформы, снижение ставок по кредитным ресурсам, улучшение инвестиционного климата с повышением места Украины в инвестиционных рейтингах, диверсификация украинского экспорта и освоения им новых рынков, повышение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.
Читайте: Райнерт: ЕС держит перед Украиной морковку и проводит колониальную политику
Украина для ЕС — колония: правда или миф?
НБУ является независимым, он самостоятельно проводит денежно-кредитную (монетарную) политику, влияя таким образом на макроэкономическое состояние государства. А политика, которую проводят другие страны по отношению к Украине, прежде всего зависит от нас. И то, будем ли мы колониальной экономикой или нет — в наших руках.
Сейчас очевидно, что для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения необходимо решить существенные внутренние структурные вопросы и снизить зависимость отечественной экономики от влияния внешних факторов.
Понятно, что докризисное экономическое развитие Украины, которое было построено на постоянно растущих ценах на зерно, руду и металл, окончательно исчерпано. Сегодня нужно строить модель, базирующаяся на инвестициях в конкурентоспособные производства с высокой добавленной стоимостью.
Структура экономики, которую мы имеем, уже никогда не сможет обеспечить рост ВВП на уровне 7-9% в год, как это было в начале 2000-х.
Мы сегодня имеем низкотехнологичную сырьевую экономику, для которой характерны большие диспропорции.
Повышение доходов граждан при действующей структуре экономики ведет не к развитию национальной экономики, а к росту импорта и ухудшению торгового баланса. И, как следствие, при очередном падении цен на мировых сырьевых рынках, в Украине наступят экономический и валютный кризисы.
Кстати, значительные колебания валютного курса, которые мы наблюдали в январе 2017 — это в первую очередь следствие работы слабой низкотехнологической сырьевой экономики. Ведь не может быть стабильного валютного курса в стране со слабой экономикой.
Почему бы нам не взять пример с КНР? Экономическая политика Китая — экспорт. Эта политика позволила Китаю стать второй по величине экономикой мира. Реальным макроэкономическим эффектом экспорта товаров является импорт рабочих мест. И макроэкономическая политика, проводимая Китаем, дала десяткам миллионов китайцев рабочие места, импортировав эти места из развитых стран.
Поэтому в Украине необходимо переходить на модель инновационного экономического развития, развивать внутреннее производство, внутреннее потребление, средний и мелкий бизнес, создавать благоприятную инвестиционную среду и тому подобное.
Это требует принятия скоординированных действий всеми органами власти на разных уровнях и концентрации инвестиционной активности в перспективных в долгосрочном периоде отраслях. Этим процессам сегодня также может способствовать макроэкономическая стабилизация в государстве, возобновление экономического роста, накопление банковской системой значительных объемов ликвидности, выход в текущем году предприятий на прибыльную деятельность и профицитный государственный бюджет.
Читайте: Нобелевский лауреат: Чтобы спасти Землю, нужно отказаться от мяса, авто и одежды
Учетная ставка НБУ: можно ли снизить?
В прошлом году НБУ 6 раз снижал учетную ставку (до 14% годовых), и дважды в текущем году (до 12,5% годовых).
Сейчас дискуссии идут в большей степени в контексте необходимости повышения учетной ставки, поскольку ускоряется потребительская инфляция и ее необходимо снижать.
Кредитование бизнеса зависит прежде всего от фазы экономического развития, спроса бизнеса на кредиты и состояния заемщиков. При этом кредитование реального сектора в последние годы существенно сдерживается из-за связанных с этим рисками, которые, кстати, вызывают и сравнительно высокие процентные ставки.
Эксперты утверждают, что резкое снижение учетной ставки может завалить банковскую систему. Однако это систему не завалит. Будут созданы совершенно другие условия ее функционирования, которые, скорее, будут благоприятными для банков. Однако резко ставку пока нельзя снижать из-за более весомых макроэкономических причин, которые существенно влияют и на развитие экономики. Если у нас растет инфляция, то снижение ставки только будет способствовать ее ускорению, что будет иметь негативные последствия для экономики. Поэтому сейчас неуместно говорить о снижении учетной ставки. Я думаю, уместнее вести диалог о целесообразности ее повышения и величины повышения.
Какой должна быть учетная ставка? Если смотреть на этот вопрос с точки зрения НБУ, то сейчас она оптимальна. НБУ устанавливает ставку на том уровне, которая должна быть оптимальная с точки зрения достижения его целей, в частности — целевых ориентиров по инфляции и поддержания экономического роста. Сейчас она должна быть на уровне 12,5%, поскольку это согласуется с имеющимся прогнозом НБУ по инфляции и рисками ее ускорения. По мере снижения инфляционных рисков НБУ будет ее снижать, по мере роста рисков инфляции — соответственно, повышать.
Читайте: Директор McKinsey: Автоматизация уже может уволить треть людей, Украина изменится за 10-15 лет
Валюта мигрантов спасает Украину?
Согласно официальным данным государственной службы занятости Украины количество граждан, трудоустроенных за рубежом в 2016 году, составила более 79 тыс. человек.
Однако, по оценкам экспертов, количество мигрирующих граждан Украины значительно превышает официальные показатели, прежде всего, из-за неофициальной миграции. Неофициальная миграция учитывается в неформально занятом населении. Согласно оценкам НБУ, количество неформально занятого населения в I половине 2016 составила 4 млн человек.
Что касается средств, которые нам пересылают из-за границы, то, согласно данным платежного баланса Украины, поступления по оплате труда за январь-июль 2017 составили $ 2,5 млрд (за весь 2016 — $4,3 млрд). Это значительные суммы средств, позволяющих общему платежному балансу сегодня быть профицитным.
Дефолт будет?
Дефолта не будет. При рассмотрении этого вопроса необходимо анализировать прежде всего динамику международных резервов, то есть средств за счет которых происходит погашение внешних долгов. В текущем году международные резервы Украины стабильно увеличиваются.
Международные резервы Украины на 1 сентября 2017 составляли $ 18 млрд 34,8 млн.
Последний раз объем резервов превышал эту отметку в начале 2014 года. Сегодня резервы находятся на уровне на 16% выше, чем в начале текущего года.
По состоянию на 1 сентября объем международных резервов покрывает 3,6 месяца будущего импорта и является достаточным для выполнения обязательств Украины и текущих операций правительства и Национального банка.
Прогноз НБУ относительно динамики международных резервов. Вместе с профицитом сводного платежного баланса получения запланированных траншей по программе EFF позволит увеличить международные резервы до $20 млрд (или 4 месяца импорта будущего периода) на конец 2017 года и до $ 27,1 млрд (или 5,2 месяца импорта будущего периода) на конец 2018 года. В 2019 году, с учетом увеличения выплат по кредитам государственного сектора, международные резервы снизятся до $25,7 млрд (или 4,8 месяца импорта будущего периода).
Ростислав Буняк.