Розенко: 500 грн к минимальной зарплате — это старт, а в 2018-м…

В эксклюзивном интервью Фактам ICTV вице-премьер-министр Украины объяснил предпринимателям, почему налоги надо платить.
— По вашим словам, повышение минимальной зарплаты в 2018-м состоится без инфляции. Откуда такая уверенность?
— Наша задача — повышать уровень жизни граждан, с одной стороны, а с другой — не допускать колебания денежных ресурсов, которые выделяются дополнительно, через инфляционный процесс.
Именно постепенность увеличения минимальной зарплаты дает гарантию, что этот процесс будет неинфляционным.
Последовательность такова: с 1 января 2018 года — минимальная зарплата будет 3 тыс. 723 грн (конечно, если парламент нас поддержит), а уже по итогам 1 или 2 кварталов — 4,1 тыс. грн. Правительство будет смотреть по ситуации и принимать решения при наличии дополнительного ресурса.
Утверждение президента о том, что можно повысить зарплату до 4,1 тыс. грн подтверждается фактом роста нашей экономики.
Думаю, мы сделаем так, чтобы повысить минимальную зарплату и исключить инфляционные процессы.
— Как случилось, что правительство назвало одну цифру (3 тыс. 723 грн), а президент — другую (4 тыс. 100 грн)? Что изменилось?
— Во-первых, правительство фиксировало минимальную зарплату на 2018 год в августе, когда разрабатывался государственный бюджет.
Во-вторых, очевидно, что финальные дискуссии будут проходить в Верховной Раде перед голосованием за проект бюджета.
Но, президент официально обратился к правительству, в котором указал, что анализ текущей экономической ситуации позволяет сделать вывод о том, чтобы в 2018-м правительство предусмотрело возможность введения минимальной зарплаты 4,1 тыс. грн.
Думаю, это также довольно неплохой сигнал для бизнеса о том, что это повышение — не внезапное и дает возможность адаптироваться к новым условиям, а также спрогнозировать финансово-хозяйственную деятельность с учетом планов правительства на минималку 4,1 тыс. грн.
Мы дали ориентир, которого будем совместно достигать в 2018 году.
— Гройсман говорил о необходимости средней зарплаты по Украине 10 тыс. грн. Насколько это реально и в течение какого времени?
— Это реально. В этом году у нас достаточно существенно вырос размер средней зарплаты. Это, в первую очередь, связано с повышением минималки до 3,2 тыс. грн.
Минимальная зарплата с 1 января 2018-го примерно повысится на 17%. С такими показателями цифру 10 тыс. грн вполне можно достичь.
По данным Госкомстата, размер средней зарплаты по состоянию на октябрь 2017 года — 7,4 тыс. грн. В октябре прошлого года было 5,3 тыс. грн. В ноябре-декабре эти показатели еще вырастут.
Думаю, в средние 2018-го (в течение марта-октября) абсолютно спокойно достигнем средней зарплаты 10 тыс. грн.
— Вы подчеркиваете, что поднимать зарплату надо постепенно. Какой нужен экономический рост, чтобы обеспечить эту тенденцию в последующие годы?
— Безусловно, рост должен быть не менее 3-4%. Мы фиксируем этот показатель в следующем году.
В этом вопросе я поддерживаю президента: в 2018-м рост ВВП может быть не менее 5% — у нас есть все для этого возможности.
Кроме того, не только рост экономики дает ресурс для повышения минимальной зарплаты.
Все-таки у нас есть еще один довольно мощный ресурс — теневая экономика. По разным данным, на сегодня 40-45% экономики находится в тени.
Рост зарплаты будет происходить за счет сокращения теневой зарплаты и перевода ее в легальную.
Понятно, что рабочие в бизнесе имеют больше, чем минимальную зарплату. Другое дело, что платят взносы только с 3,2 тыс. грн.
Возникает вопрос социальной ответственности и справедливости: почему учитель, врач, воспитатель, социальный работник и другие платят социальный взнос со всей зарплаты, а, например, предприниматель — только с части своего заработка?
Мы не ставим своей целью ликвидацию упрощенной системы уплаты взносов. Это не будет приоритетом правительства, хотя многие эксперты и международные институты советуют пойти на такое решение.
Но, мы все равно рано или поздно должны переходить к полной уплаты взносов. Потому что это солидарная ответственность всех за уровень жизни пенсионеров.
Украина никогда не будет богатой, где пенсионеры будут жить в достатке, если часть общества или не платит налоги вообще, или делает это не в полном объеме.
— Премьер-министр связал проблему оттока кадров за границу с маленькими зарплатами. И уточнил, что задача правительства — сделать нормальные условия труда. При этом, он анонсирует повышение минималки на 500 грн. Очевидно, что этого недостаточно. Какие нужны зарплаты, чтобы вернуть мигрантов?
— 500 грн — это старт. Если мы говорим о перспективе 2018-го, то это 900 грн.
Но 900 грн — это речь о минимальном размере заработной платы. Если даже принять во внимание единую тарифную сетку учителей, врачей и других бюджетниов, то в них выплаты идут с соответствующими коэффициентами, на которые умножается минималка.
С одной стороны, бизнес говорит о том, что уже сегодня ощущается нехватка квалифицированной рабочей силы. С другой — когда мы говорим о повышении заработных план, начинается “вы нас давите, заставляете больше платить”.
Бизнес уже чувствует потерю кадров и не может даже конкурировать с предприятиями, которые заходят на территорию Украины с иностранными инвестициями.
В течение последнего полугодия во Львовской и Тернопольской областях открылись несколько заводов, которые производят запчасти для электроники и обшивки автомобилей уважительных брендов.
У них минимальная зарплата уже на уровне 8 тыс. грн. То есть, они понимают, несмотря на дешевую рабочую силу, привлекать квалифицированных рабочих нужно достойной зарплатой. Это тренд — выигрывают на рынке труда те предприятия, которые смогут воспитать и самое главное — удержать у себя профессиональные кадры.
Не так давно президент Порошенко сказал бизнесу: друзья, все говорим о нехватке рабочей силы — возможно, давайте увеличивать оплату труда.
— Неоднократно встречал жалобы малого бизнеса о том, что повышение минимальной зарплаты заставит их закрыться или провести сокращения. Причина — банально нечем оплачивать труд.
— Я историю о “будем закрываться, переводить бизнес заграницу” слышал еще тогда, когда вводили минимальную зарплату 3,2 тыс. грн.
На сегодня, по сравнению с началом года, наоборот, зарегистрировано примерно на 100 тыс. предприятий. Тогда была цифра 1,7 млн, сейчас — 1,8 млн предпринимателей.
Посмотрите также на соседние страны. Где можно работать и не платить налоги? Если переводишь свой бизнес в Польшу, Чехию, то там какая-то особая система для внешнего бизнеса, чтобы не платить налоги? Налоги надо платить всем. Более того, у нашего бизнеса льготы в виде упрощенной системы налогообложения.
Я тоже очень часто общаюсь с малым бизнесом. Обратите внимание на следующий момент. Когда ставишь им вопрос: Вы говорите, что не можете уплатить налоги с 3,2 тыс. грн. Скажите, Вы реально получаете 3,2 тыс. грн дохода и не можете реально поднять себе зарплату до 4,1 тыс. грн?
Они все отвечают: речь ведь не обо мне, а о каком-то абстрактном малом бизнесе.
На сегодня есть масса вакансий, где садишься и работаешь за 5-6 тыс. грн. Очевидно, что доходы у людей, которые занимаются средним и малым бизнесом, значительно больше.
Но они считают почему-то нецелесообразным платить все взносы со всей зарплаты. Логика такова: пусть платят врачи и учителя, а я не буду.
Это неправильная позиция. Надо понимать: все эти взносы и налоги не платятся абстрактному дяди Васи, который сидит в правительстве и пылит эти средства. Деньги идут прямо на выплаты пенсий украинцам.
Когда мы не можем на сегодня существенно повышать пенсии, а покупательная способность пенсионеров низкая, то это, в первую очередь, отражается на малом и среднем бизнесе, к которому пенсионеры приходят что-то покупать. Все взаимосвязано.
— Но бизнес прямо говорит: нам выгоднее сидеть в тени, мы получаем больше. Реально ли разрушить эти выгоды?
— Невозможно.
Скрываясь от уплаты взносов, человек вредит самому себе. Об этой идеологии надо рассказывать людям.
Человек сам формирует свою пенсию в будущем — это очевидно. Чем больше платишь — тем больше пенсия.
Если сейчас сегодня Вы — молодой, у Вас много энергии и сил заниматься бизнесом, пройдет буквально 20-30-40 лет, и уже такой возможности не будет физически. В таком случае человек идет к государству за пенсией и при этом удивляется, почему она такая маленькая.
Такие ситуации возникают уже сегодня.
— Насколько целесообразно силой вытаскивать из тени бизнес? Теми же законодательными ограничениями.
— Каким-то одним мероприятием вывести бизнес из тени нельзя. Это должна быть последовательная государственная политика.
Первое — уменьшение налогообложения. Но этот шаг уже состоялся. Мы в 2016 году вдвое уменьшили ставку единого социального взноса с 45-48% до 22% в ущерб Пенсионному фонду. Мы сделали шаг навстречу бизнесу.
Второе — серьезная разъяснительная работа по выплатам пенсионерам сегодня и в будущем.
Третье — штрафные санкции. Но они и так очень повышены. В частности, за неоформление работников или выплаты в конвертах штрафы могут достигать 300-320 тыс. грн. Такая форма есть, хотя она не должна стать основной.
— Гройсман допускает и рост 7% ВВП. Если это произойдет — что будет с минималкой с 1 января 2019-го?
— Думаю, минимум мы зафиксировали — 4,1 тыс. грн. Часть этого роста (если удастся получить 7%) мы должны перевести, в частности, в повышение пенсий. Это также вызов для правительства. Об этой категории граждан забывать нельзя.
Если работающий человек может найти какую-то подработку, то пенсионер нет. Поэтому наряду с повышением минимальной зарплаты должно быть более агрессивное увеличение пенсий в следующем году.
— В 2017-м — 3,2 тыс. грн. минималка. В 2017-м — планируют 3,7-4,1 тыс. грн. Видим уже что-то похожее на тенденцию повышения минималки минимум на 20% ежегодно. Можно сказать, что в последующие годы (2018-19-20-е) тоже будет аналогичное повышение?
— Мы должны смотреть по конкретной экономической ситуации. Не обещать людям золотых гор, не рассказывать о манне небесной. Надо приучить всех к одному: мы думаем об уровне социальной защиты, и как только у нас появляется реальная возможность — мы трансформируем это в виде увеличения зарплат и пенсий.
Мы уже показали, что это делаем. Так должно действовать и дальше: есть дополнительный ресурс — направляем его на повышение.
Богдан Аминов.