Не только Гаага: Малюська назвал три механизма привлечения РФ к ответственности

Существует, по меньшей мере, три механизма привлечения России к ответственности за полномасштабную войну и преступления, совершенные против украинцев.
Об этом проинформировал в одном из интервью министр юстиции Украины Денис Малюська, комментируя перспективу международных судов и трибуналов по РФ.
По словам главы Минюста, речь идет о таких трех форматах: национальные суды, Международный уголовный суд в Гааге, отдельный трибунал по России.
Малюська также рассказал детали по каждому из этих механизмов:
1. Национальные суды, которые могут выносить приговоры относительно отдельных лиц за военные преступления.
– Например, украинский суд или суд в Польше, Латвии или Литве. Они могут вынести приговоры в отношении отдельных военных преступников. Суды в Украине уже такое сделали несколько раз, приговоры были вынесены, – напомнил министр.
По его словам, механизм состоит в том, что обвиняемого (как правило это военнопленный) доставляют в суд, в отношении него рассматривается дело и выносится приговор. По отдельным военным преступлениям приговор может быть вынесен заочно.
2. Международный уголовный суд в Гааге (МУС), который еще называют Гаагским трибуналом.
– Он, наверное, является самой авторитетной институцией, полномочия которой значительно шире, чем суды отдельных стран, потому что его юрисдикцию признает огромное количество стран. Соответственно, решение или арест, о котором он попросит, будет пытаться выполнить большинство цивилизованных стран мира, — подчеркнул Малюська.
Он добавил, что Гаагский трибунал еще не выносил относительно российских военных преступников ни решения об аресте с целью доставки, ни приговора. В то же время, следователи и прокуроры МУС уже работают на территории Украины и собирают доказательства преступлений РФ.
По мнению министра, процессы в Международном уголовном суде, скорее всего, “будут длиться десятилетиями”, поскольку сроки давности относительно военных преступлений отсутствуют. А потому у МУС есть “бесконечное количество времени” для рассмотрения дел по преступникам из РФ.
– Ключевая преграда Международного уголовного суда – что туда нужно обязательно доставить обвиняемого. При отсутствии обвиняемого приговоров он выносить не будет, — объяснил Малюська.
3. Отдельный трибунал. По словам министра, недостатком предыдущих двух механизмов является низкая эффективность по “топовым лицам России”.
К примеру, украинские национальные суды не могут привлечь к ответственности главу РФ Владимира Путина, министра иностранных дел Сергея Лаврова или главу российского Минобороны Сергея Шойгу, поскольку те защищены иммунитетом.
В то же время Международный уголовный суд не имеет возможности рассматривать дела по обвинению высокопоставленных должностных лиц РФ в преступлении агрессии. Именно поэтому Украина настаивает на создании отдельного трибунала.
– Для того преступления, которое точно совершил Путин и его ближайшее окружение – это агрессия, вторжение в Украину – нужно создать другой суд, который бы имел возможность рассмотреть такое дело. Этим и занимается наше МИД, пытаясь убедить наших партнеров присоединиться к международному договору, предусматриваещему создание такого отдельного уголовного трибунала, который бы мог рассмотреть преступления топ-чиновников РФ. Это три механизма, которые могут вынести приговоры в отношении российских военнослужащих или военно-политического руководства, – подчеркнул Малюська.
Министр добавил, что у всех этих механизмов есть один большой недостаток: чтобы отправить российских преступников в тюрьму, их нужно каким-то образом поймать. А в ситуации с Международным уголовным судом – они еще должны лично сидеть на скамье подсудимых во время слушаний.
По словам Малюськи, ситуацию могли бы упростить смена режима в РФ и проигрыш России в полномасштабной войне против Украины. Как показывает практика предыдущих международных трибуналов, в таких случаях военных преступников достаточно просто доставить в суд и посадить в тюрьму.