
Торговая война с Россией дает о себе знать: она влияет на товарооборот не только между Украиной и РФ, но и изрядно портит украинскую экспортную картину в целом.
В частности, уже есть первые итоговые цифры, говорящие, что Украина значительно сократила поставки своей продукции в страны Центральной Азии, где особенно важным партнером всегда был для нас Казахстан.
Так, по данным, озвученным заместителем министра экономического развития и торговли — торговым представителем Украины Натальей Мыкольской, в январе 2016 года в сравнении с аналогичным периодом в 2015 году, экспорт в страны Центральной Азии упал на 60-80%. В первую очередь причиной этого стали ограничения на транзит любой продукции с территории Украины. А другие пути, которые можно использовать как альтернативу России, приводят к задержкам при доставке грузов.
В сегменте онлайн-торговли между Украиной и странами ЦА в первые месяцы 2016 года наблюдались аналогичные тенденции. Международный центр Интернет-торговли Allbiz, площадка, которая помогает предпринимателям развивать свой бизнес в сети, проследил, насколько упал онлайн-товарооборот нашей страны с Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном.
Экспорт с Казахстаном
В целом за два месяца 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года количество заказов на продукцию украинского производства упало на 12%. Хотя ситуация в январе и в феврале отличалась:
Как видно, в январе спрос на украинскую продукцию в Казахстане действительно падал, однако уже в феврале ситуация начала улучшаться и количество запросов даже превысило показатель прошлого года. Малый и средний бизнес сначала пережидал неблагоприятную ситуацию – медлил с заказами в январе, а потом начал искать альтернативные пути – количество заказов в феврале увеличилось.
В текущем году изменилась и структура украинского экспорта в Казахстан, в частности, среди топ-5 самых востребованных товаров – повторений нет. Хотя рынки в целом те же – промышленность и сельское хозяйство.
Экспорт в Узбекистан
Как и в предыдущем случае, по итогам января-февраля 2016 года в сравнении с 2015 г. показатель экспорта в Узбекистан упал примерно на 12,5%, практически повторив ситуацию с Казахстаном. Интересно и то, что динамика спроса на украинские товары со стороны Узбекистана была похожа с Казахстаном: в январе количество заказов падало, в феврале – росло.
Что касается товаров, на который был самый большой спрос узбекских предпринимателей в онлайне, то, по данным Allbiz, в 2016 их перечень полностью изменился:
Экспорт в Кыргызстан
Ситуация с экспортом товаров украинского производства в Киргизстан также не оптимистичная. В январе его показатели упали. И в отличии от других стран в феврале количество заказов не начало расти (в случае с Казахстаном и Узбекистаном во втором месяце года была положительная динамика):
В целом январе-феврале 2016 года экспорт в Кыргызстан с Украины упал на 32%. Эта страна никогда не была основным торговым партнером Украины в онлайне, но в структуре торговли в азиатском направлении, доля Кыргызстана была заметной.
Категории товаров, которые в текущем и прошлом годах пользовались самым большим спросом, были следующие:
Если суммировать уровень падения онлайн-экспорта в страны Центральной Азии, с которыми Украина торговала активнее всего, то, по данным Allbiz, получается, что он упал примерно на 50% уже за первые два месяца года. Хотя то, что в феврале ситуация пошла на улучшение, дает надежду на усиление экспортного потока украинских товаров в этот регион.
Allbiz (www.all.biz) – международный центр интернет-торговли, на котором миллионы заказчиков и продавцов заключают самые выгодные сделки, независимо от того, на каком языке они говорят, и в какой стране находятся. Ресурс доступен на 26 языках. На Allbiz представлена информация о 22 млн товаров и услуг от 1,4 млн компаний из 90 стран.