Доллар не будет стоить 33 грн. Экономист развенчивает мифы о блокаде и МВФ

Что случилось?
Петр Порошенко и другие представители власти прогнозировали получение $1 млрд до конца месяца. Но вопрос о кредите Киеву МВФ убрал с повестки дня 20 марта.
Журналист сайта Факты ICTV поговорил с украинским банкиром и экс-заместителем главы Нацбанка Александром Савченко, чтобы попытаться спрогнозировать, каким образом блокада Донбасса повлияет на экономику и насколько тяжелым ударом является пауза от МВФ.
Далее – прямая речь Александра Савченко.
Когда будут деньги МВФ
— Мой прогноз: скорее всего, в течение недели Украина их получит. Критического ничего не произошло.
Я уверен, что этот миллиард мы получим. Для четвертого транша мы уже все выполнили.
В целом, не только блокада влияет на решение МВФ. Для получения следующих траншей есть много других требований.
Речь идет о “серых” зонах вокруг назначения аудитора для антикоррупционных органов, затягивании создания Антикоррупционного суда, пенсионной реформе, земельной реформе и тому подобное.
Почему транш поставили “на паузу”
Были заявления чиновников, что от блокады ОРДЛО Украина может потерять 35 млрд грн. Эти абсурдные цифры напугали МВФ, ведь в программе не предусматривались такие потери.
Когда заявляют о таких потерях – МВФ, конечно, берет тайм-аут.
Какие убытки могут быть от блокады
От блокады есть и плюсы, и минусы. С точки зрения экономики, здесь много “серых” зон. Реальная сумма, которую могли платить предприятия с ОРДЛО в украинский бюджет, – это 1,5-2 млрд грн.
Но сколько бюджет тратил на возмещение этим предприятиям НДС – пока неизвестно. Допускаю, что эта цифра существенно больше 1,5-2 млрд грн. То есть, бюджет может даже выиграть.
Надо выяснять, изучать это явление (блокаду. – Ред.).
Почему доллар по 33 грн – миф
(Сайт РБК, ссылаясь на анонимные источники, опубликовал новость якобы правительство рассматривает негативный сценарий от блокады. За ним курс доллара повысится на 3-5-6 грн, а ВВП упадет на 1,2-2,5%. — Ред.).
Александр Савченко подвергает сомнению такую информацию:
— Вся валютная выручка остается за рубежом, она в Украину не поступает. Это было еще со времен распада СССР. Поэтому на курс это никак не повлияет. Речь может идти о потере лишь сотен миллионов долларов. Это полдня работы валютного рынка Украины.
Слухи о падении ВВП – тоже миф. Бизнес очень быстро может адаптироваться, он находит альтернативы.
Допускаю, падение 0,1-0,2% ВВП – это может быть цена неправильной блокады.
Как использовать блокаду в нашу пользу
Есть блокада в интересах Украины, а есть – в интересах России. Разница очень проста. Если в интересах Киева – то блокируются товары, которые не являются критическим импортом. Но блокируется любой другой импорт.
Если делать правильно, то государство должно брать функцию лидерства и сама решать, как действовать.
Власть делает все правильно. Это сейчас временно не наша территория. Россия контролирует почти все: образование, языковой вопрос, спецслужбы, милицию, верхушку “власти” и тому подобное.
В таких условиях делать вид, что мы контролируем территорию – это абсурдно.
Поэтому принимаются соответствующие решения – выгодные для Украины.
А что выгодно для Украины? Мы могли бы продавать туда товары, которые, конечно, не связаны с оружием, а из России и ОРДЛО – товары блокировать. Это – эффективная блокада. Тогда Украина имела бы плюс к ВВП, а не минус 0,1-02%.
Читайте: Украина без денег МВФ. Кто виноват и что будет дальше
Кстати, ранее в НБУ напомнили, что Украине за 2017-2019 года придется выплатить примерно $12,5 млрд по внешним долгам.
По словам Нацбанка, если не будет кредитов МВФ – в стране возможен дефолт.
Факты ICTV поговорили с экономистом Андреем Новаком, чтобы узнать, действительно ли МВФ – единственный вариант для развития экономики и чем грозит отказ от денег фонда.
Фото: korrespondent.net
Записал Богдан Аминов.