Отмена стипендий: худшая идея или идея, которая заставит украинцев думать?

В Министерстве финансов предложили ликвидировать стипендию для большинства студентов с 1 января 2017 года.
С такой рекомендацией ведомство обратилось к распорядителям бюджета.
Факты ICTV спросили деятелей образования и узнали, хорошо ли это – лишать студентов стипендии.
Кому хотят оставить стипендию?
Министерство предлагает оставить стипендию только сиротам, инвалидам I-III группы, детям, лишенных родительской опеки, и детям из малообеспеченных семей.
К слову, в Минобразовании заявили, что не поддерживают эту инициативу.
Сколько платят сейчас?
Студентам-бюджетникам со средним баллом 5.0 после последней сессии ежемесячно выплачивают примерно 930 гривен, а те, кто имеет средний балл от 4.0 до 4.9 – около 830 гривен.
Студенты-сироты могут расчитывать на 1960 гривен, если у них средний балл 5.0. А те, кто учатся в категории хорошо, получают около 1860 гривен.
Но есть и так называемые бонусы – специальные повышенные стипендии для тех, кто отличился.
Президентская стипендия — 1200 гривен, стипендия Кабмина – 1100 гривен, стипендия Верховной Рады – 1200 гривен.
Читайте: Студентов просят устроить бунт против отмены стипендий
Почему так отменять — это плохо?
— Это большой социальный и материальный минус, — считает доктор филологических наук, профессор Ярослав Козачок.
— Не вижу плюсов. Можно было понять нововведение, если бы мы знали мотивацию этого шага, аргументы. Пока лишь слышим о сокращении бюджетных расходов, — рассказал Козачок.
Профессор считает, что, для принятия такого решения нужен системный анализ рынка труда, государственного заказа и бюджета вообще.
Для начала нужно определить правила отмены. Так считает проректор по научно-педагогической работе Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, кандидат философских наук, профессор Владимир Бугров:
— Если просто отменить стипендию и не определить правила, по которым она предоставляется, то это путь стран третьего мира.
— Уровень жизни студентов очень низок. Особенно это касается выходцев из районных центров, сельской местности. Для них даже сегодняшняя стипендия является весомой, — говорит Бугров.
Заведующая кафедрой журналистики НАУ, доктор филологических наук, профессор Эллина Циховская убеждена, что стипендия — это стимул и материальное поощрение, которые точно должны быть у студентов.
— Предложение Минфина о ликвидации стипендиального обеспечения на 2017 год слишком неожиданное, чтобы быть воспринято положительно образовательным сообществом, — рассказывает Циховская.
А основатель образовательного онлайн-проекта Prometheus Иван Примаченко считает, если сэкономленные деньги будут банально выкачаны из образования, то это путь в никуда.
И что делать?
В дискуссии должны принимать участие представители образовательной сферы, экономисты и обществоведы, чтобы определить риски от таких спонтанных решений, убеждена профессор Эллина Циховская.
По ее словам, нужно сменить концептуальный подход и тогда уже выплачивать стипендию только за высокие достижения. И уж точно не 800 гривен, как сейчас.
Профессор Владимир Бугров отмечает, что если реформировать образовательную сферу, то делать это комплексно.
К примеру, выпускники средней школы не получают качественного образования из-за учителей, которые работают без морального и материального стимула.
— Общество рассматривает учителя в школе как лузера. Сегодня это “неудачник”, который “вынужденно” преподает в школе. Как вы думаете, он будет качественно работать?, — рассуждает профессор.
А как тогда отменять?
Если сэкономленные деньги перенаправить в образование, тогда эта идея может стать прорывным решением, считает Иван Примаченко:
— Во-первых, можно обеспечить свободный доступ к высшему образованию тем, кто нуждается, и при этом не просто выплачивать стипендии всем подряд.
Во-вторых, реально стимулировать тех, кто показывает выдающиеся успехи, а не просто присутствует на лекциях и семинарах
В-третьих, университет перестанет быть социально приемлемым местом, где можно 6 лет “просидеть” между окончанием школы и началом работы.
Абитуриенты начнут гораздо тщательнее думать над тем, нужен ли им університет, и если да, то какая специальность.
Богдан Аминов.