Укр Рус
Эксклюзив Статьи
, журналист Факты ICTV

5 тыс. грн за место в машине и послание Путину на 9 мая: как выбраться из Херсонской области и что там происходит

Як виїхати з окупованого Херсона – історія Ірини

Несмотря на отсутствие официальных зеленых коридоров, территорию временно оккупированной Херсонщины покинул каждый пятый житель, из областного центра выехала почти половина людей.

Жить в невыносимых условиях, которые создали рашисты, очень тяжело и опасно. Оккупанты мародерят, убивают, насилуют, поэтому мирные жители не выдерживают, очень боятся и вынуждены покидать родной дом.

Факты ICTV поговорили с семьей, которая сумела выбраться и поделилась с нами, каким был путь свободы и что сейчас происходит в оккупации.

Сейчас смотрят
Як виїхати з окупованого Херсона – історія Ірини Фото 1

Ірина з донькою та собакою тиждень добиралась з Херсону до центру біженців у Перемишлі / Фото: Факти ICTV

Ирину из Херсонской области мы встречаем возле одного из крупнейших гуманитарных центров в пограничном городке Перемышль. Туда женщина вместе с дочерью и любимой собакой приехали 29 апреля.

С собой взяли минимум вещей – одежду, документы на дом и фотографии. Два месяца прожили в оккупации. И 29 апреля решились уехать. Радуется, что успели, потому что уже с 1 мая из города никого не выпускали (на момент выхода материала все выезды из Херсона на украинскую территорию заблокированы, — Ред.).

— Больше двух раз мы пытались выехать. У нас не получалось – на блокпостах нас россияне не выпускали. 29-го вечером они колону не выпустили. Выпускали выборочно машины. С нами ехали 6-7 машин — они нас пропустили, и мы выехали к Кривому Рогу, – рассказывает Ирина.

Читайте также
Пропавшие девушки, репрессии и сахар по 100 грн/кг: как живет оккупированный Херсон
Ситуация в оккупированном Херсоне — как живет город

Повсюду в Херсоне – танки, БТРы и российские военные. Они постоянно проверяют документы и ходят по домам и квартирам с обысками. Были и у Ирины.

У меня гараж смотрели. Наличие машины, техники, документы пересмотрели. Они весь город перевернули. У всех были. Они со списками ходили. Проверяли соотношение проживающих с данными, – говорит женщина.

Женщина рассказывает – жить под оккупантом никогда не будет. Условия рашисты создали невыносимые. Постоянные обыски, террор. Еще и цены на продукты питания устанавливают заоблачные. Люди едва выживают.

— Килограмм сахара – 120 грн. Туалетная бумага – 35 грн в начале была. Подсолнечное масло – 90 грн полулитровая бутылка. Колбаса из АТБ самая дешевая, которая стоила в мирное время 27 грн – 120-130 грн палка. Вот как жить? – жалуется Ирина.

К тому же оккупировав город, рашисты не пропускали к людям ни одного гуманитарного конвоя от украинцев.

— Еда состояла из картофеля, лука. Спасибо, что в Днепре плавала рыба. На начало войны у меня было 120 кг веса. Сейчас – 78. Завоза муки на хлебзавод не было. Хлеб продавался два раза в сутки. Если ты не успел купить — остаешься без продуктов. Магазинов нет, банкоматы не работают. Терминалы не работают. Обналичивали не очень хорошие люди под большие проценты. Подать с Херсонской области на помощь документы невозможно. Потому что для оккупированного региона Дія не открывается. Выживали как могли, – вспоминает Ирина.

Из руководства города никого не осталось – ни полиции, ни судов. Люди потеряли работу. Большинство хотят жить как жили – в свободной Украине.

— Да, у меня русская фамилия, но я — украинка, мне такое не надо. Я хочу нормально жить там, где я жила. Меня устраивало — наш климат, наш Днепр, наши моря, которые у меня под боком. Я умею разговаривать на украинском языке. Нас никогда не притесняли. И нас не надо было “спасать”, – говорит Ирина.

У многих, кто вынужденно покинул город, жилье уже забрали

Но были и такие, которые сразу пошли на сотрудничество с рашистами – говорит женщина. Сдавали АТОвцев, людей, не поддерживающих россиян. Но таких среди херсонцев максимум 2%.

— У нас есть памятник, с Советского Союза остался – танк Т-34. Он стоит как участник отечественной войны. Вот россияне его покрасили 8 мая вечером. В ночь на 9-е наши красавцы, умнички, написали: “Путин, иди нах…” и нарисовали флаг. То есть на 9 мая россияне проснулись и увидели такую классную посылку, – смеется херсонка.

В Херсонской области у Ирины остался дом. Женщина опасается, что его рашисты могут отобрать, потому что переписывали имущество людей. У многих, кто вынужденно покинул город, жилье уже забрали. Отбирают и машины.

— Если это низшие чины забрали – можно пожаловаться, и ее могут вернуть. Машины в основном забирает начальство. У нас начальство уже приехало с Херсона на нормальных машинах, и наши Жигули им не надо, — говорит Ирина.

Большинство на блокпостах — буряты. Чтобы они пропустили, придется платить.

Там на каждом посту надо что-то давать, платить — их там немерено. Они вдоль дороги стоят, буряты. Я их называю мухоморы. Им очень жарко у нас, и я говорю: «Подождите, придет 47 жары нашей любимой, 52 на солнце, вы ляжете и будете удобрением для нашей клубники херсонской».

Зарабатывают на местных и перевозчики. За выезд из города свои таксы.

– В Кривой Рог такси было 10 тыс. с машины. Некоторые брали по 3-4 тыс. с человека за место в машине. Чем ближе к маю месяцу — было 5 тыс. Из оккупации выехало бы больше людей. Просто не у всех есть возможность финансовая выехать.

Сейчас женщина с дочерью оформляют документы на выезд в Канаду. Однако больше всего мечтает вернуться на родную Херсонщину. И верит, что это произойдет.

Я вернусь домой. Потому что у меня и ребенок говорит: «Мам, мне без друзей тяжело». Я больше всего хочу, чтобы этих рашистов не было, чтобы они исчезли и чтобы все это оказалось сном. Я верю, что Украина победит! Ведь добро всегда побеждает зло!

Як виїхати з окупованого Херсона – історія Ірини Фото 2

Херсон — це Україна, і всі мріють повернутись додому / Фото: Факти ICTV

Война в Украине, Херсонская область
Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка

Помилка в тексті
Помилка