Ей-богу, я влюбилась. Причем совершенно неожиданно. Меня предупреждали: «Это абсолютно другой мир, ни на что не похожий». Я кивала, соглашалась, а сама думала: ну что там может быть такого особенного? В джунглях была, небоскребы видела, через Атлантику летала. Но потом оказалось, что Бразилия – это таки да отдельная планета.
Во время перелетов по Южной Америке больше всего удивляет спокойствие пассажиров. Будто немцы или швейцарцы какие, а не бразильцы с перуанцами и венесуэльцами: сел в самолет, пристегнулся, заснул/открыл книгу/работает с ноутбуком. Все. Тихо, сдержанно, молча. Без самбы и карнавалов.
Поражает размах. Не азиатский – гораздо меньше людей на улицах. Не североамериканский – на улицах чище и нет навязчивого запаха фаст-фуда. Не российский – строят больше и намного быстрее. Тоннели, развязки, эстакады, 16-ти полосные трассы. Едешь в машине – и не знаешь, куда смотреть. Горы, покрытые тропическими лесами. Небо, ежеминутно меняющее цвета и оттенки. Широченные пляжи, при одном взгляде на которые перехватывает дыхание: оказывается, такое действительно бывает, это не по телевизору дорисовывают картинку бирюзового океана, вулканического песка и белых отелей. Велосипедные дорожки, душ с пресной водой, раздевалки. Все очень простое и аккуратное. На пляже продают напитки в жестяных банках. Вам их дают вместе с эдаким пенопластовым подстаканником – банка-то холодная. Допил – поставил на песок. Подошел работник пляжа, забрал подстаканник, отнес в палатку, где этот самый подстаканник послужит другому отдыхающему. Мусора на пляже нет. И это при том, что людей на пляже тысячи.
На трассах стоят маленькие фургончики. Там делают фреши из сахарного тростника, манго и прочих тропических фруктов, названия которых я даже не пыталась запомнить. Открываешь рот, чтобы сказать, из чего именно ты хочешь сок. Тебя никто не слушает, продавец делает на свое усмотрение. Получается обалденно вкусно.
Все играют в футбол. Нет, не так. В ФУТБОЛ ИГРАЮТ ВСЕ. Девушки модельной внешности ведут мяч с потрясающей ловкостью, ничуть не уступая игрокам своей национальной сборной.
Пресловутые фавелы – явление. Бразилию основали португальцы. В Португалии и по сей день здания лепятся одно к другому, теснятся, мостятся. Там это понятно – места мало, страна небольшая. Эта же традиция ландшафтной архитектуры перенеслась и за океан – даром, что Бразилия одна из самых больших по территории стран в мире и при этом мало заселена. Кварталы, где живут бедные бразильцы, строят из красного кирпича. Много мусора. Говорят, что туда лучше не ходить, особенно с деньгами, фотоаппаратом, телефонами и прочими туристическими атрибутами. Я пошла – гуляла где-то полчаса. На неприятности не нарывалась. Никто не съел – народ приветливый и улыбчивый.
Португальский язык – отдельная тема. Дело в том, что больше они ни на каком другом и не говорят. Свой английский можно оставить дома – они по-английски не говорят. Не в том смысле, что говорят плохо, а в смысле, что не говорят вообще – он им не нужен. Свой внутренний рынок – огромный, вокруг – испаноязычные страны. Вот по-испански и говорят.
Кстати, незнание языка не освобождает бразильцев от вежливости. Во время поездки мы потерялись. Бывает, скажете вы. Так-то оно так, да только потерялись внутри гигантского бизнес-центра, и произошло это за полчаса до выпуска «Фактов». Надо нам как можно скорее попасть в здание через дорогу, но мы не можем найти выход. Народ, как уже было сказано, по-английски не говорит. Тогда красавец-охранник в белоснежной рубашке чуть ли не за руку ведет нас к тому выходу, который нам был нужен. Делает это спокойно и с достоинством.
Но все равно вкусные фреши, сказочные пляжи и вежливые охранники – не самое главное. Как страна, основанная эмигрантами, Бразилия уважительно относится к иностранцам, не деля приезжих на первый и второй сорт. Как страна, основанная европейцами, на первое место ставит Человека, его стремление к росту и реализованности. Бразилия дает шанс каждому. Имея дело с Украиной, бразильцам по барабану, сколько у нас государственных языков и чье имя носит аэропорт во Львове. Как и китайцы, они не учат нас, как нам любить нашу украинскую Родину. Все по-честному – их интересует только бизнес: как, когда и сколько можно заработать. Их любовь к своей стране имеет денежное выражение: то, что сделано в Бразилии, стоит дешево. Импортные одежда/косметика/обувь/еда – существенно дороже. Да, бразильские карнавалы остаются одним из символов страны. Но за последние 20 лет Бразилия сделала такой рывок вперед, что словосочетание «латиноамериканская страна» уже не ассоциируются с чем-то второсортным. И они продолжают идти вперед, ускоряясь в арифметической прогрессии.
Теперь вот слежу за новостями из Бразилии. Жалко только, что мировые медиа-гиганты в своих выпусках рассказывают только плохое про эту страну. Ну да ладно, будет повод приехать туда еще. А может, и португальский выучить.