Стали больше покупать украинское: как изменился шопинг во время войны

62% украинцев обращают особое внимание на бренд при совершении покупок. Еще в 2022 году таких было чуть больше половины (54%).
Об этом свидетельствуют данные исследования Gradus Research.
В частности, придирчивость потребителей в крупных городах несколько выше, что может объясняться более широким выбором товаров или услуг. На какие факторы обращают внимание украинцы во время шопинга — читайте дальше.
Выбирают украинские бренды
Наши граждане хотят поддержать украинских производителей и отдают предпочтение именно им. Даже несмотря на то, что потребители достаточно осторожны в смене привычных брендов (54% покупают вещи именно в знакомых магазинах), чтобы поддержать украинское 57% покупателей готовы давать шанс новым производителям.
— Видим еще большую рационализацию потребления и рост приверженности к украинскому производителю. Но на первом месте не фактор цены, а желание поддержать украинское. Год назад мы исследовали отношение к иностранным производителям в разных европейских странах, и для всех них была характерна высокая приверженность к локальным брендам. Теперь видим эту тенденцию и в Украине, — рассказывает социолог, основательница и директор исследовательской компании Gradus Research Евгения Близнюк.
На втором месте — фактор экономии средств (45%). В частности, женщины тяготеют к первому, более эмоциональному драйверу, тогда как мужчины — ко второму, более рациональному.
В целом экспериментировать с новым не против 37% опрошенных.
— Это все конвертируется в растущую приверженность к украинским брендам перед иностранными. Если в декабре 2022 года тренд только набирал обороты, и о покупке товаров/услуг украинских производителей заявляли 69% опрошенных, то сейчас доля таких выросла до 74%, — говорится в опросе.
Украинские потребители экономят
Две трети респондентов (65%) предпочитают более дешевые бренды, а треть (32%) отказалась от покупки любимых брендов.
— Еда и лекарства остаются в топе потребления, и это именно те категории, на которых меньше всего экономят. Также меньше всего страдают от уменьшения бюджетов расходы на образование и транспорт/топливо. В то же время респонденты склонны сокращать расходы на товары не первой необходимости, — добавляет Gradus Research.
Большинство опрошенных продолжают заранее планировать свои покупки (73%), а не принимать спонтанные решения.
Справка. Опрос проводился в течение 11-13 марта 2024 года методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении. Он охватил 1045 респондентов.