
Формула-1 — одно из самых популярных соревнований в автоспорте, а также — самых дорогих. Речь идет не столько о спонсорстве и зарплате гонщиков, сколько о болидах. Ведь на их разработку идут миллионы, а еще в течение сезона команды тратят немало на их модернизацию или ремонт.
Согласно исследованию Motor Sport, цена на болид Формулы-1 составляет чуть более $20 млн. Команды же официально не разглашают данные о стоимости расходов на болид.
В 2024 году лимит сметы на производство и разработку болида снизился до $125 млн. К 2021 году цена могла достичь $400 млн.
Факты ICTV рассказывают, сколько стоят настоящие болиды Формулы-1 и на что идут наибольшие расходы при производстве.
Сколько стоят болиды Формулы-1
Пэт Саймондс, главный технический директор Формулы-1, оценил затраты в производстве.
— Это очень сложно. На предыдущей должности я постоянно спрашивал команды, сколько они тратят на определенные детали, — комментирует он попытки вычислить затраты на создание и сколько стоит болид Формулы-1 в итоге.
Гибридные системы двигателя и аккумулятора — самая дорогая часть авто. С 2014 года Формула-1 использует 1600-кубовые двигатели V6 с системой турбонаддува (или силовые агрегаты).
Правила требуют, чтобы заказчику было поставлено оборудование на сумму €12 млн. Пэт Саймондс утверждает, что из-за дополнительных компонентов цена двигателя растет. Она может составлять около €15 млн. В целом эксперты оценивают сумму в $18.32 млн.
Центральной частью болида Формулы-1 является шасси. Шасси — это цельная монолитная конструкция, образующая защитную оболочку вокруг водителя. Именно к нему крепятся крыло и гало.
Обычно оно изготавливается из 12 слоев углеродных матов и весит примерно 35 кг. Цена составляет $707 тыс.
Необходимую прижимную силу и дополнительное сцепление на поворотах создают DRS (система уменьшения прижимной силы) и заднее крыло.
Очередные гонки могут потребовать их нового проектирования и монтажа. Именно поэтому стоимость колеблется от $85 тыс. до $150 тыс.
Переднее крыло болида также значительно влияет на прижимную силу и является важной частью машины.
— Честно говоря, с 2016 года нет ни одной части автомобиля, которая была бы сложнее переднего крыла — за исключением, возможно, барджбордов. Я бы точно согласился с ценой не менее $126 тис., — утверждает Пэт Саймондс.
Защитить головы водителей Формулы-1 от обломков, разлетающихся в результате аварий во время гонок, призвано гало. Именно оно спасло Ромена Грожана в аварии во время Гран-при Бахрейна-2020.
Гало было разработано в Cranfield Impact Centre и стоит $17 тыс.
Вместе с изменениями аэродинамических правил Формулы-1 в 2017 и 2021 годах цена изготовления днища и барджбордов болида возросла.
На днище болида авто приходится около 60% его прижимной силы. В 2021 году Международная автомобильная федерация ограничила показатели прижимной силы из соображений безопасности. Для этого была изъята часть днища возле задних колес.
— Сегодня, поскольку конструкция днища болида Формулы-1 может включать внешние 100 мм, имеющие все эти сложные особенности, в сочетании с чрезвычайно дорогими барджбордами, стоимость днища приближается к отметке в $126 тыс., — дает свою оценку Пэт Саймондс.
Помимо прочего, болиды Формулы-1 имеют полуавтоматические коробки передач с восемью передачами переднего хода и одной задней передачей.
Переключение передач происходит за 0,05 секунды благодаря автоматизированной системе последовательного переключения передач. Стоит такая система $354 тыс.
Для предотвращения опасных ситуаций болиды Формулы-1 имеют особые топливные баки. Они почти не разрушаются и изготовлены из полиуретана и кевлара.
Бак имеет ребристую форму. Он заполняет пространство за водительским сиденьем, к которому прикреплен. Когда топливо сливается, бак не подвергается разрушению. Его стоимость составляет $31 тыс.
Руль болида изготавливается преимущественно из дорогостоящего углеродного волокна, а также имеет кремниевые ручки.
Компания McLaren Applied Technologies является поставщиком стандартизированного электронного блока управления. На нем базируется руль с 20 кнопками, девятью поворотными переключателями и шестью подрулевыми переключателями.
Каждая кнопка и функция переключателя может быть настроена в соответствии с потребностями каждой команды. Таким образом, стоимость руля может достичь $50 тыс.
Болид Формулы-1 просто не смог бы функционировать без гидравлической системы. Она управляет девятью подсистемами автомобиля:
- Усилитель руля;
- Сцепление;
- Переключение передач;
- Задний ход;
- Дифференциал;
- Система DRS;
- Тормоз с помощью проволоки;
- Дроссельная заслонка;
- Впускные клапаны;
- Выпускные клапаны турбины.
Система сложна для реализации, поэтому оценивается в $170 тыс.
На цену тормозных дисков болида влияет сложность изготовления отверстий для охлаждения. Поэтому они могут стоить от $2 000 до $3 000.
Тормозные колодки дешевле — $780 каждая. Суппорты стоят примерно $5 600 в розницу, главные цилиндры — $5 400 каждый. Цена одного тормозного колокола, крепящего диск к оси, — $2 800.
Педали акселератора и тормозов обойдутся более чем в $8 800. Общая стоимость тормозной системы может достигать $66 тыс.
Конечно, стоит упомянуть о шинах. Болиды оснащаются шинами с мягкими, средними или твердыми резиновыми смесями. Это зависит от гонок. Их Формуле-1 поставляет итальянская компания Pirelli.
— Сегодня утром я встречался с (руководителем Pirelli в Формуле-1) Марио Изола, и мы говорили о расходах. Он сказал, что шина стоит €600 за штуку (то есть $3 000 за комплект), — делится Пэт Саймондс.
Кроме того, машины требуют немалого перечня вспомогательных расходов. Станок для изготовления шасси — $31 тыс, колесные подшипники — $1 300, карданные валы — около $8 800. Это лишь часть из необходимого.
Однако очевидно одно — цена на болид Формулы-1 будет расти в будущем.
Напомним, что новый сезон Формулы-1 2025 года стартует в середине марта с Гран-при Австралии в Мельбурне.