Укр Рус

Важность улучшения инвестиционной политики Америки в Африке – интервью с Юрием Ванетиком

Важливість покращення інвестиційної політики Америки в Африці — інтерв’ю з Юрієм Ванетіком

Мы приводим перевод интервью Юрия Ванетика, опубликованного в издании Forbes 17 декабря 2018 года.

Ранее в сентябре лидер Китая Си Цзиньпин пообещал предоставить Африке помощь и кредиты в размере $60 млрд без политических условий, якобы для расширения своего торгового и экономического влияния в регионе.

Другие экономические сверхдержавы, такие как Россия и Великобритания, пытаются закрепиться на континенте из-за наличия дешевых природных ресурсов и все еще чрезвычайно дешевой рабочей силы. Соединенные Штаты всегда были ведущим инвестором в регионах, которые предлагают перспективные экономические возможности. Однако в последние годы Китай укрепил свою экономическую гегемонию на африканском континенте.

Сейчас смотрят

Часть китайского финансирования будет выделена в течение следующих трех лет. Кроме того, Китай может предоставить континенту средства на развитие сельского хозяйства и направить своих специалистов в Африку для оказания помощи в развитии этих отраслей и внедрении промышленного ноу-хау Китая.

Борьба за Африку только начинается. Соединенные Штаты и другие страны начинают возвращаться в Африку, потому что именно там остались дешевая рабочая сила и недорогие природные ресурсы. Соответственно, Китай пытается перехватить инициативу, работая напрямую с африканскими организациями.

Для того чтобы лучше понять китайскую экономическую угрозу в Африке, я пригласил эксперта в области стратегических международных инвестиций для обсуждения экономической политики США в Африке и рисков китайского экономического доминирования на этом континенте.

— Как вы видите эту ситуацию и насколько отличаются инвестиции Америки и Китая в страны Африки? Насколько нам известно, Америка всегда стремилась быть первой в международных экономических отношениях.

— Да, вы правы, Америка всегда была лидером в отношениях с другими странами, и африканские государства не являются исключением. Например, в 2007 году объем прямых инвестиций США в Африку составил $32,61 млрд, из которых большинство приходилось на Нигерию, Южную Африку, Маврикию, Экваториальную Гвинею, Анголу, Либерию и Габон.

В то же время активы американских компаний или компаний с американским капиталом в Африке в 2006 году составили $116,1 млрд. А в 2014 году объем прямых американских инвестиций в Африку удвоился до $70 млрд. Америка предоставляла кредиты и стимулировала экономический рост на континенте.

Поскольку крупнейший в мире потребительский рынок все больше интересуется африканскими ресурсами, Соединенные Штаты все больше внимания уделяют политическим и военным рычагам.

Однако все изменилось за последние 4 года. Китай обогнал США, став крупнейшим торговым партнером Африки. Пекин решил изменить свою модель взаимодействия с африканскими странами и начал уверенно наращивать инвестиции. В 2013 году объем афро-китайской торговли превысил $210 млрд и Китай сильно опередил американцев, увеличив разрыв в 2 раза. Это убедительно.

Сейчас Китай занимается скупкой местных предприятий и после возрождения производства в отраслях, находящихся под китайским контролем и управлением, он намерен поставлять продукты, созданные в Африке, на огромный китайский рынок.

— Какова новая модель международной экономики Китая? Какие шаги были предприняты Китаем, чтобы добиться таких результатов и обогнать Америку?

— Как мы знаем, Пекин предоставил займы правительствам африканских стран и государственным компаниям на общую сумму $86 млрд. Китай пообещал еще $55 млрд в виде новых импортных и экспортных кредитов (в дополнение к грантам и беспроцентным кредитам в размере $5 млрд).

Согласно последнему отчету Института Брукингса, Китай является крупнейшим кредитором континента и владеет около 14% общего долга африканских стран.

— Многие страны на юге Африки, а также некоторые государства на востоке и западе континента, имеют непомерные внешние долги в диапазоне от 50 до – в одном случае –  200% ВВП и от 80% до 50% долга, скорее всего, составляют китайские кредиты, — заявил высокопоставленний представитель администрации США.

Это невероятная цифра, и она означает, что в случае дефолта африканские государственные активы, такие как земля и полезные ископаемые, станут частной собственностью Китая. Технически мы видим новый стиль тихой экономической оккупации и его законность в соответствии с международным правом.

— Есть ли у США шанс вновь отвоевать свое первенство в Африке?

— Торговая война между США и Китаем может изменить баланс сил. Китайские компании дважды подумают, прежде чем расширяться, так как у них чрезмерный избыток запасов товаров, исчисляемый миллиардами.

В то же время Вашингтон также начинает постепенно возвращаться на африканские рынки. Мои друзья в американских аналитических центрах прекрасно осведомлены о наших упущенных возможностях и рисках, связанных с китайскими инвестициями в Африку.

Соединенные Штаты наращивают свою экономическую и финансовую экспансию ввиду потенциального роста спроса на местную и импортную продукцию со стороны местного населения. В настоящее время этот потенциал гораздо легче реализовать благодаря проникновению мобильных технологий и электронной коммерции, отсутствие которых ранее было существенным препятствием.

Я считаю, что президент Трамп должен активно расширять такие программы, как закон об экономическом росте и расширении возможностей в Африке (AGOA) и Африканский Бизнес-форум. Закон AGOA принес значительные преимущества корпорациям США. Например, в 2016 году около $9,3 млрд африканского экспорта в Соединенные Штаты были освобождены от импортных пошлин.

Инициатива Power Africa, нацеленная на увеличение производства электроэнергии в Африке, создаст около 40 тысяч рабочих мест в Соединенных Штатах и к 2030 году принесет миллиарды долларов прибыли от экспорта в страны Африки. Африканский бизнес-форум, организованный в 2016 году, привлек $ 9,1 млрд в виде торговых и инвестиционных сделок между США и странами Африки.

Поддержка Континентальной зоны свободной торговли (CFTA) также будет экономически выгодна Соединенным Штатам. К 2025 году в Африке будет около 1,52 млрд человек (к 2050 году — 2,4 млрд), а объем рынка достигнет $5,6 трлн. Это будет уникальной возможностью для увеличения экспорта США и высокодоходных зарубежных инвестиций.

— Если все относительно просто, то почему бы не направить больше американских инвестиций и специалистов в Африку прямо сейчас, чтобы таким образом завоевать лидирующие позиции и весомый авторитет в международной среде?

— Вы правы, но с точки зрения угрозы безопасности на африканском континенте существуют террористические организации, чьи боевики убивают военнослужащих США и похищают американских граждан. Базы террористов находятся в разных африканских странах с низким уровнем государственной безопасности и контрразведки.

Лидеры этих террористических групп призывают к созданию химического и биологического оружия для совершения атак на Соединенные Штаты.

— Как мы можем предотвратить или уменьшить риски террористических атак в Африке? Как можно бороться с террористическими группами, используя силу, когда могут пострадать и обычные граждане?

— Стратегия национальной безопасности Трампа должна включать усиление континентального военного потенциала. Прямое военное вмешательство США следует использовать в качестве крайней меры. Особые попытки разрешить кризисы с помощью военной интервенции дают краткосрочные выгоды, но явно неэффективны для обеспечения долгосрочной безопасности, если они не становятся постоянными.

Это, в свою очередь, приводит к созданию империи – дорогостоящей и зачастую сомнительной затеи, как показала история.

Соединенные Штаты должны поддержать Африканскую архитектуру мира и безопасности (APSA) и Совет мира и безопасности Африканского союза. Вашингтон может предоставить финансирование Фонду мира и помочь в разработке комплексных учебных программ по безопасности.

Сильные африканские государства будут менее уязвимы к террористическим угрозам и будут лучше подготовлены для защиты интересов США, если они получат возможность присоединиться к глобальной борьбе с терроризмом.

— Согласны ли вы с тем, что необходимо уделять внимание усилению влияния США в Африке?

— Я согласен с вами на 100%, потому что американские идеалы, такие как демократия и свобода, находятся под угрозой, потому что Китай устанавливает сомнительные критерии для граждан африканских государств и их лидеров.

Институты Конфуция используются для продвижения китайского языка и культуры. Китайская модель управления и государственного экономического развития набирает популярность, опережая США в странах Центральной Африки.

Преодоление этой тенденции поможет продвижению западных ценностей в Африке, таких как основные права, экономические свободы и самоуправление, которые также являются частью фундаментальных принципов стран Африканского союза. Эти усилия, в свою очередь, помогут укрепить экономические интересы и интересы в вопросах безопасности США на этом важном континенте.

Ценности, направленные на поддержку свободных рынков и прав человека, а также интересы, поддерживаемые африканскими лидерами, могут расширить возможности для достижения международных целей США в решении глобальных проблем, связанных с такими странами, как Северная Корея, Китай, Россия, Иран или Сирия.

Тщательно продуманная политика в отношении африканских стран позволит Соединенным Штатам защитить свои интересы на африканском континенте и будет способствовать общему процветанию и укреплению безопасности на континенте.

Все это означает, что Китай распространил свою сеть влияния по всей Африке настолько широко, что вызвал заметную обеспокоенность в Соединенных Штатах среди тех, кто определяет и осуществляет нашу внешнюю политику. В последней Стратегии национальной безопасности, опубликованной в конце прошлого года, эта тема впервые стала поводом для глобального беспокойства.

Китай расширяет свое экономическое и военное присутствие в Африке и создает свою систему ценностей для формирования своего клона в Африке. За последние два десятилетия он превратился из небольшого инвестора в крупнейшего торгово-экономического партнера континента.

Китай подрывает долгосрочные перспективы развития ряда африканских стран, способствуя коррупции, превалируя в развитии добывающей промышленности в ущерб другим секторам, навязывая непрозрачные долги и обязательства.

Я хотел бы верить, что эта политика не станет предлогом для нового витка соперничества на континенте, поскольку агрессивный подход может вызвать недовольство среди многих африканских правительств и их граждан.

Следовательно, этот результат в конечном итоге принесет Соединенным Штатам больше вреда, чем пользы. Однако было бы еще менее конструктивно закрывать глаза на новую африканскую стратегическую реальность, которая формируется китайской инвестиционной политикой в регионе.

Связанные темы:

Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка

Помилка в тексті
Помилка