
Факты ICTV вели онлайн и подготовили основные тезисы речи главы государства.
Точка в вопросе силового освобождения оккупированных территорий
— Мы даем себе отчет, что военного варианта разрешения проблемы территориальной целостности не существует, это очевидно. Во-первых, потенциал нашей армии – сугубо оборонительный. Во-вторых, враг окопался в самых урбанизированных и густонаселенных районах, причем населенных нашими с вами соотечественниками — гражданами Украины.
Единственный путь урегулирования и восстановления территориальной целостности – это путь политико-дипломатический, но при этом с опорой на оборонительные возможности армии.
— Главное — способствовать укреплению международной коалиции в поддержку Украины и предотвратить снятие санкций с РФ до момента полного восстановления территориальной целостности Украины. Содействие укреплению обороноспособности Украины путем активизации военно-технического и оборонного сотрудничества, передача военных технологий, предоставления нам летальных видов оружия — по крайней мере в случае полномасштабного вторжения со стороны России, которого мы, конечно, не исключаем, и к которому мы твердо должны быть готовы в любое время.
Об объявлении военного положения и мобилизации
— Будет ли новая волна частичной мобилизации или, не дай Бог, полная? Окончательный ответ на этот вопрос зависит от действий Москвы. Лично я не хотел бы ни мобилизации, ни военного положения.
И нормандский формат, минский – единственный путь к миру на Донбассе. Но не все в сессионном зале с этим согласны. По-вашему тоже не будет.
О выборах на Донбассе
— Второго чтения конституционных изменений, призрак которых постоянно блуждал в этом зале, не произошло, как вы видите. И не произойдет, пока для того не созреют подходящие условия. Любое решение, уважаемые народные депутаты, будет исключительно за вами. И без вас не произойдет ни изменения Конституции, ни закона про местные выборы в части Донбасса, ни другого стратегического шага. Именно поэтому жизненно важно наше с вами сотрудничество.
Россия из оккупированных ею территорий Донетчины и Луганщины хочет образовать, как кто-то сказал, протекторат Донбасс, и на своих условиях инфильтровать его в состав Украины, чтобы подорвать нас изнутри. Скажу коротко, мы этого делать не позволим и так не будет.
О вступлении в НАТО
— Нашей стратегической целью остается вступление в НАТО. Я настаиваю: этот указатель для нас незыблем, как Полярная звезда на звездном небе.
Важно, что за 2,5 года количество сторонников вступления Украины в НАТО значительно возросла и уже существенно превышает количество противников. Но в этом вопросе все еще наблюдаются существенные различия между разными макрорегионами.
Следует также осознавать, что в Альянсе тоже нет консенсуса относительно членства Украины. Да, формально двери открыты, начиная с Бухарестского Саммита 2008 года. Но эти двери – сенсорные: могут и закрыться при слишком резком приближении. Поэтому каждый наш шаг должен быть взвешенным и заранее просчитанным.
В обороне Украина в первую очередь должна опираться сама на себя
— В обороне Украина должна опираться сама на себя — на собственную армию, на собственный ВПК. И если бы власть в Украине всегда уделяла такое внимание Вооруженным Силам, как это мы делаем сейчас, мы с вами, в течение двух последних лет, “зеленые человечки” не сунулись бы в Крым. И на Донбассе так же не было бы российских войск.
О наболевшем
— Мы сделали все, что могли, чтобы избежать дефолта, обеспечить макроэкономическую стабилизацию и удержать критический минимум социальных гарантий. Падение уровня жизни людей, большая социальная цена российской агрессии – все это тяжелым камнем лежит на сердце. Понимаю всех, кому этими изменениями сделано больно (повышением тарифов, — Ред.), но, если бы мы к ним не прибегли, было бы еще хуже, была бы экономическая катастрофа.
Почему мы бедные
— Атака Кремля началась еще до Майдана, и были введены ограничения, которые привели к падению украинского экспорта в 2013 году в РФ на 15%. В 2015 году по сравнению с 2014 годом наш экспорт в Россию сократился на половину, и это еще не дно, снижение продолжается и сейчас – минус 34% по итогам первого полугодия. Доля России в украинском экспорте составляет теперь 9% с тенденцией к дальнейшему падению.
Тех, кто любит спекулировать на тему “пока война, кто-то зарабатывает на торговле с Россией”, должна заинтересовать финальная цифра: за последние годы объемы нашего экспорта в РФ упали в пять раз. Наверное, они думали, что поставят Украину на колени, резко вырастет безработица, обнищание. Но так не случилось и не случится.
Агрессивное закрытие Россией своего рынка стало для Украины экономическим шоком, оно обошлось нам, по некоторым подсчетам, минимум в 15 миллиардов долларов. Мы потеряли десятки, если не тысячи рабочих мест, и эта экономическая агрессия – одна из главных причин стремительного падения уровня жизни.
— Фантазии о мире в обмен на территории – иллюзорны. При таком подходе не будет ни мира, ни территорий, а останутся лишь позор и вечно тлеющий конфликт. Для меня главным была, есть и будет борьба за восстановление территориальной целостности Украины в границах 1991 года. Заявление Путина, будто вопрос Крыма закрыт, — это всего лишь его бред. Хотя — он действительно закрыт в 1954 и 1991 годах: Крым был, есть и будет украинским!
О досрочных выборах
— Очень мечтают они (РФ. — Ред.) о досрочных выборах в Украине, устранить ненавистный им так называемый киевский режим. К сожалению, в украинском политикуме есть люди, которые готовы сознательно играть в этот сценарий; есть такие, кто дает использовать себя вслепую; есть и такие, про кого говорят, “Боже, прости им, ибо не ведают, что творят”.
Но, друзья мои, я убежден и уверен в том, что мы с украинским обществом выдержим это давление.
Кабинету министров
— Кабинет министров должен перейти к стратегии развития, экономического роста, от затягивания поясов — к стабилизации бюджетов домохозяйств и постепенному росту доходов украинцев. Одним из драйверов нашего экономического роста является наша вынужденная милитаризация.
Политикам
— Убежден, что украинские политики способны усвоить уроки истории, а политическая борьба не пересечет черту, за которой вместо демократии и европейских ценностей начинаются хаос, анархия, атаманщина. В условиях, когда агрессия России против Украины все еще продолжается, а военная угроза с Востока является самым сложным стратегическим вызовом, вопрос национального единства и политической консолидации – это вопрос жизни и смерти.
Вижу риск, как политическая дестабилизация может раздавить первые ростки возрождения. Именно на это делает основную ставку внешний враг. Именно на внутренние потрясения делает ставку враг.
Верховной Раде
— До половины всего регулирования в Украине выписано на уровне законов. Следовательно, без эффективной работы парламента не может и не произойдет эффективной дерегуляции. На данный момент зарегистрировано 39 дерегуляционных законопроектов, из них лишь 8 принят в первом чтении. Чтобы реализовать этот план нужно семьдесят результативных голосований, и в течение полугода принимать по 5 законов еженедельно.
Если кому-то кажется, что дерегуляция его не касается, тот ошибается. Трудности бизнеса сказываются на каждом украинце, потому что в финале за все платит потребитель.
В правительстве ожидают от Верховной Рады принятия как минимум десяти законов для усиления децентрализации.
Борьба с коррупцией напоминает спортивную рыбалку
— Настоящая охота на коррупционеров началось. Почему этих сдвигов не видит украинское общество? Потому, что прошло слишком мало времени, чтобы поверить в то, что это не кампанейщина и пиар, а серьезная системная работа. А, во-вторых, как говорят в народе, пока все это напоминает спортивную рыбалку: “поймали, показали, отпустили”. Ключевое слово здесь — “посадили”. И, возможно, только при наличии судебного приговора наши правоохранительные органы могут отчитываться обществу.
Относительно отмены виз в ЕС
— Финальное решение Евросоюза по визам станет еще одним свидетельством того, что Европа как один из наших ключевых партнеров Украины признает наш прогресс в осуществлении внутренних реформ. Вы знаете, что вчера был сделан еще один шаг на Комитете Европарламента.
— Думаю, всем понятно, мы не будем равнодушно наблюдать за вмешательством другого государства в церковные дела, за его попытками использовать в своих интересах чувства части украинских православных.
Уважаемые народные депутаты, хотел бы поблагодарить вас, за обращение Верховной Рады к Вселенскому Патриарху Варфоломею о предоставлении Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине.
В то же время хочу заверить, что автокефалия не означает появления государственной церкви. Каждый украинец имеет и будет иметь право верить в Бога по-своему и ходить в свою церковь.
— Я не допущу бюджет на следующий год, в котором будет отмена стипендий или отмена государственного финансирования обучения на магистратуре или любые другие подобные эксперименты.
— Произнося две недели назад на встрече с представителями украинской диаспоры, передал поздравления владельцам и топ-менеджерам некоторых телевизионных каналов, в которых доля украинского языка недопустимо мала. Надеюсь, что телевизионная индустрия отреагирует на это не раньше, чем вы (народные депутаты. — Ред.) примете соответствующий закон.
Речь главы государства длилась час, здесь можно прочитать ее полностью.
Фото: Администрация президента