
ДТП, возникших с начала года, уже накопилось на 61 тысячу протоколов. В Нацполиции посчитали, что резонансных аварий с пострадавшими и погибшими было около сотни. Из них половина — с участием маршрутных такси. Среди основных причин аварий — ненадлежащее техническое состояние и игнорирование правил дорожного движения водителями.
Проехаться с ветерком, дождем и очередью
Как часто в своей жизни вы слышали истории об отдыхе, омраченном дорогой? А может вам и самим есть что рассказать… Например, как коллективу сайта Факты ICTV о своем путешествии с Карпат в Киев. Говорят, что горы подчиняются не каждому. В данном случае сопротивление совершили не вершины, а путь из Ивано-Франковска в Киев.
Коллектив забронировал билеты через онлайн-сервис Busfor.ua. Вроде все в порядке, перевозчик Ястреб-тур предлагает удобный способ покупки билетов. И платформа не вызывает подозрений. Однако на этом приятные впечатления закончились. Приключения начались с самого начала.
Автобус опоздал на полтора часа. А когда приехал, оказалось, что мест для всех не хватает. Остался без места и шеф-редактор Фактов ICTV. Потратив кучу времени и нервов, Антон все же смог отвоевать свое место.
Впечатления от колорита украинских перевозчиков оставил и сам автобус, точнее местный климат-контроль. Дождь, который шел по улице, почувствовали на себе и те пассажиры, которые сидели под дырявой вентиляцией.
Наверное, водитель решил доказать пассажирам, что все не так и плохо и в транспорте даже работает кондиционер. Поэтому включил его градусов на 15. Особенно оценили этот шаг люди, намокшие под дождем.
А завершили незабываемую поездку остановки. Их было два вида — непредвиденные и запланированные. Дважды автобус глох посреди дороги. И столько же раз за девять часов дороги, автобус делал плановые остановки. Первый был у заправки всего с одной уборной на несколько десятков пассажиров. А второй — за час до завершения поездки. То есть остановки люди ждали 5-6 часов.
Маршрутки-убийцы
С начала года в ДТП погибло полторы тысячи человек
Таких историй можно найти немало. И если никудышный сервис, если его вообще можно так назвать, может испортить настроение и создать неудобства в дороге, то состояние большинства украинских междугородних автобусов и поведение водителей могут стоить человеческой жизни.
За примером далеко ходить не приходится. На прошлой неделе буквально одна за другой произошли две ужасные аварии. В Николаевской области микроавтобус врезался в припаркованный на обочине грузовик. Погиб водитель и четверо пассажиров, 12 человек оказались в больнице.
А на Житомирщине водитель переоборудованного под маршрутку микроавтобуса протаранил грузовик. Он не имел водительского удостоверения, дающего право управлять таким средством, и ехал очень быстро. Пренебрежение правилами и желание заработать, ничего не потратив, стоило 10 человеческих жизней.
Ежедневно по украинским дорогам ездят автобусы с треснувшим стеклом и неисправными или заваренными аварийными выходами. А за рулем такого транспорта находятся водители, которые работают по несколько смен без отдыха, превышают разрешенную скорость и берут больше пассажиров, чем можно перевозить.
Гробы на колесах
Так как же произошло так, что перевозчики не боятся конкуренции и выводят на маршрут старые, опасные и неприспособленные для пассажирских перевозок, автобусы? Разрешения на перевозку частные компании получают от местных властей.
Право возить пассажиров могут получить даже перевозчики, в распоряжении которых только один старенький автобус. Мол, поработают немного, пидзаработают денег и обновят автопарк. И так продолжается годами.
Еще чаще работает схема аренды. Владелец лицензии дает право ездить по маршруту владельцу автотранспорта. Состояние автобуса арендодателя не интересует — главное, чтобы водитель платил дань. Сам владелец маршрутки, как правило, ремонтировать ее тоже не спешит, ведь стоимости проезда по конкурентной цене хватает только на аренду и минимальную прибыль.
Что имеем
Смертельные аварии стали причиной для очередной проверки технического состояния междугородных автобусов. Министр инфраструктуры Владимир Омелян пригрозил лишить лицензий тех перевозчиков, чьи неисправные автобусы обнаружат на рейсах. А в будущем пообещал электронный контроль качества перевозок.
— С 1 августа вводится электронный кабинет перевозчика, к которому будет иметь доступ сама компания, трансинспекция и нацполиция и в котором будет регистрироваться вся информация о перевозчике, его лицензиях, маршрутах, штрафных баллах и тому подобное.
За первые несколько дней проверок, Укртрансбезопасность обнаружила 326 нарушений.
Половина — это отсутствие надлежащих документов, дающих разрешение на рейс. Однако обнаружили и 71 случай нарушения режима сна и отдыха водителей. Поэтому, как видим, даже угроза лишиться лицензии не останавливает перевозчиков от нарушений безопасности движения.
Как сделать маршрутки безопасными
Техническое состояние, за которое несут ответственность перевозчики, должно контролироваться постоянно. Другой вопрос — насколько боятся наказания за его несоблюдение владельцы транспорта? Иногда им выгоднее заплатить штраф и ездить до следующей проверки, чем устранить недостаток.
Что же касается ответственного поведения водителей — здесь все сложнее. За городом почти половина водителей превышает скорость и пренебрегает правилами обгона. Чтобы заставить водителей ездить безопасно, необходимо ввести автоматическую фиксацию.
Так считает автор программы “Безопасная дорога” и участник проекта Новые лидеры Константин Андриюк. Эксперт в области дорожной безопасности провел собственный эксперимент по перевоспитанию водителей, которые паркуются на местах для инвалидов и организовал создание пешеходного перехода в Киеве на Московском проспекте.
Андриюк предлагает установить камеры для фиксации скорости и фотокамеры, фиксирующие нарушения правил парковки.
— Не надо ничего придумывать. Надо брать опыт Польши, стран Балтии. Я общался с руководителем полиции Риги в Латвии. Там все четко и прозрачно. Он мне открыл карту страны, на которой видно, где стоят радары. Их расположение меняют. А водитель, который собирается ехать, открывает карту, смотрит, где есть радары. Зная это, он будет сбрасывать скорость.
Поэтому, если водителей не пугает риск попасть в аварию, может быть, с этим справится перспектива быть оштрафованным и остаться без работы. Чтобы воплотить в Украине такой проект, по подсчетам Константина Андриюка, на начальном этапе необходимо 2 миллиарда гривен.
Изобретать колесо не придется, если обратиться к тому самому опыту Европы, где пассажирские перевозки намного безопасней. Автобусы там оборудованы техографами, которые считают, сколько автомобиль пребывает в пути. Проверить его может любой полицейский. Штраф за превышение лимита, как повезет, может быть не большим, как в Болгарии, а может и потянуть на 5 тысяч евро, как в Германии. Наверное, такие перспективы куда лучше дисциплинировали бы наших водителей, чем недейственные проверки.
Фото: униан, укртрансбезопасность
Яна Семенюк