Статьи
Статьи
, выпускающий редактор

Погорели на взятках. Что известно о последних громких задержаниях в Украине

Корупція

Еще в начале президентской каденции Владимир Зеленский заявил, что в обществе существует запрос на справедливость, который необходимо удовлетворить, показать, что СБУ работает в полную силу.

Глава государства обещал, что посадки будут весной, но украинцы их не увидели. Частично, причиной этому могла стать пандемия коронавируса и вспышка инфекции в Украине.

Однако с постепенным снятием карантина начались задержания чиновников по подозрению в коррупции.

Сейчас смотрят

Факты ICTV рассказывают, что известно о резонансных задержаниях, и какого результата ожидать от них.

Запрос на справедливость

Коррупция в Украине является большой проблемой, которую пытаются искоренить с момента независимости. Во времена пятого президента Петра Порошенко на борьбу с коррупцией обращали внимание, а с избранием Владимира Зеленского главой государства, она должна была лишь усилиться.

Шестой глава государства неоднократно говорил о том, что запрос украинцев на справедливость нужно удовлетворить и для этого нет трех-четырех лет.

В 2019 году он высказал мнение, что украинцы увидят громкие посадки уже весной 2020 года. Однако прогноз президента не сбылся по нескольким причинам.

Во-первых, пришлось заменить генерального прокурора. 5 марта тогдашнему генпрокурору Руслану Рябошапке парламент выразил недоверие, а его преемника Ирину Венедиктову назначили 17 марта.

Учитывая, что Венедиктовой нужно было еще ознакомиться с состоянием дел в Генеральной прокуратуре, неудивительно, что посадки отсрочили.

Во-вторых, отпечаток на работу большинства людей и государственных органов наложили карантинные меры, которые ввели из-за вспышки Covid-19 в Украине. Да, много где работу не остановили, но перевод ее в удаленный режим и соблюдение новых правил не могло ее не замедлить.

Понадобился определенный период для адаптации системы и людей к новым реалиям.

Это касается и судов, которые не могли полноценно заниматься рассмотрением дел. Даже в деле о катастрофе MH17, судебное разбирательство по которому началось в марте, пришлось взять перерыв. Что уж говорить об украинских судах.

Однако в последние недели антикоррупционная деятельность значительно активизировалась. В последнее время Порошенко часто вызывают на допросы, тщательно наблюдают за его деятельностью.

И это не удивительно, ведь в отношении пятого президента расследуют уже 17 уголовных производств.

Петро Порошенко

Еще одним топ-чиновником, которого обвиняют в нарушении закона стал экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян. Ему приписывают совершение действий, из-за которых государственный бюджет недополучил около 30,5 млн грн.

В конце 2017 года он издал указ, которым уменьшаются портовые сборы на 20%, кроме маячного. И все бы ничего, если бы один из сборов не был доходной частью бюджета, а потому должен уменьшаться только решением Верховной Рады.

Сейчас делом занимается Высший антикоррупционный суд. Он решил отпустить Омеляна под личное обязательство, однако экс-министр должен сдать загранпаспорт, сообщать об изменении места жительства, являться по первому вызову прокурора, суда и тому подобное.

Однако не только топ-чиновниками нужно измерять борьбу с коррупцией. В последнее время мы видим много резонансных задержаний из-за коррупции.

Громкие задержания последних дней

Генеральный прокурор Ирина Венедиктова не согласна с утверждением о том, что правоохранительные и судебные органы не удовлетворяют запроса общества на справедливость.

По мнению генпрокурора, которое она высказала в конце мая, люди просто не замечают эту работу, потому что для них играют значительную роль задержания только отдельных лиц.

— Мы сажаем, и сажаем каждый день. Просто в нашем обществе есть определенные лица — маркерные точки. Конечно, здесь надо исходить только из требований закона. Процессы посадки идут и будут идти независимо. Однако наше общество хочет топ-посадок тех людей, которые много лет обворовывали нашу страну. Тех, кто привел страну к тому состоянию, в котором она сейчас, — сказала Венедиктова.

Как бы в подтверждение слов генпрокурора в последние дни мы увидели ряд задержаний. Одним из самых “ярких” событий стало задержание председателя Кировоградской ОГА, который требовал взятку в размере 1,8 млн грн от регионального представительства госоргана области.

Первую взятку в размере 100 тыс. грн топ-чиновник получил в июне, а задержали его 25 числа этого же месяца, когда ему передали еще 250 тыс. грн.

Хабар

26 июня СБУ задержала экс-правоохранителя, который представлялся “советником” главы государства и пытался получить от частного предпринимателя около 1,1 млн грн.

Он обещал, что в случае получения взятки не будет мешать ведению бизнеса. Вместе с “советником” правоохранители задержали трех фигурантов дела при получении неправомерной выгоды.

Затримання корупціонерів

В Харькове задержали начальника отдела администрации Холодногорского района, который требовал взятку за установление детской площадки. В Житомире судебный распорядитель погорел на взятке в $750, а в Закарпатье полицейского следователя задержали за вымогательство $500, за что он должен был закрыть уголовное производство.

И это лишь небольшая часть того, что произошло в течение последней недели. Однако это не значит, что всех правонарушителей быстро накажут.

Выполнят ли обещания касательно посадок?

В фильме Год президентства Зеленского глава государства еще раз говорил о том, что хочет видеть посадки и то, как очищается страна.

Однако он считает, что людям нужно разобраться в своем желании получить быстрый результат и реальной возможности президента влиять на подобные процессы.

— Нужно разобраться нашим гражданам, чего они хотят. Потому что часть граждан спрашивают: Где посадки? Я действительно этого хочу и это будет, но когда я начинаю звонить кому-то из наших правоохранителей и спрашивать: Где результат? Мы обещали людям, другая часть граждан начинает говорить: Ты президент, это не твои полномочия, ты не можешь к себе вызвать правоохранителей, — заявил Зеленский.

Однако мало поймать коррупционеров с поличным, их нужно еще и засудить. 5 сентября 2019 года Высший антикоррупционный суд начал свою работу и сосредоточен на рассмотрении крупнейших дел о коррупции.

Венедиктова считает, что на антикоррупционных ведомствах лежит ответственность за отсутствие посадок, в том числе и на ВАКС.

— Если открыть сайт Офиса Генпрокурора и посмотреть, то можно увидеть, что прокуроры посадки обеспечивают. Только по направлению организованной преступности за март-май по 391 делу, направленному в суд, 101 человеку избрана мера пресечения — содержание под стражей. 24 приговора, семь из которых вступили в законную силу, реальные сроки наказания в отношении 29 человек.

Общество интересуют совсем другие посадки, топ-коррупционеров, топ-чиновников. К кому вопрос с топ-коррупционерами, когда у нас есть замкнутый круг: НАБУ, САП и ВАКС, — заявила генеральный прокурор в июне.

Однако можно ли просто все свалить на антикоррупционный суд и надеяться, что он выдержит? Конечно нельзя.

Правосуддя

Все хотят быстрых посадок, забывая что в Украине также действует презумпция невиновности. То есть нужно доказать, что человек совершил преступление, а суд должен беспристрастно рассматривать каждое дело, чтобы предоставить свой вердикт.

Кроме того, это не обязательно должны быть посадки. В зависимости от ситуации суд также может принять решение о применении такого наказания как ограничение свободы, запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественные работы и тому подобное.

Высший антикоррупционный суд работает для того, чтобы адекватно рассмотреть каждое дело и вынести справедливый вердикт. Но для этого нужно время.

16 июня судья-спикер ВАКС Екатерина Сикора заявила, что суд прилагает все усилия для беспристрастного рассмотрения дел.

— В своей деятельности (судьи, — Ред.) являются зависимыми исключительно от действующего уголовного материального и процессуального законодательства Украины.

В то же время подстрекательство общества к ненависти и нетерпимости, оскорблений и унижений, высмеивания и пренебрежительного отношения к лицам, которые обвиняются в совершении коррупционных преступлений, выходит за пределы системы сдержек и противовесов, а также здравого смысла и адекватного поведения в цивилизованном обществе, — сказала она.

Однако и другие антикоррупционные органы не сидят без дела. Согласно статистике НАБУ за январь 2020 года были открыты 93 новых дела и вручены подозрения 36 лицам.

Деятельность антикоррупционных органов не останавливалась и в последних задержаниях нет ничего удивительного. Однако нужно, чтобы и наказание коррупционеров (особенно среди топ-чиновников) было неотвратимым.

В то же время мы не можем пренебрегать объективностью суда ради скорости вынесения приговоров. Иначе как тогда мы можем называть Украину правовым государством?

Владислав Бомбела

Ирина Венедиктова, Антикорупційний суд, Корупціонери, Корупция
Если увидели ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка

Помилка в тексті
Помилка