Украина хочет изготовить 1 млн дронов на небольших заводах — WSJ

Украина стремится достичь создания 1 млн дронов за 2024 год, изготавливая их в небольших секретных мастерских по всей территории страны.
Об этом говорится в материале The Wall Street Journal, журналисты которого побывали на одной из таких производственных мастерских.
Производство дронов
В материале описывается здание, которое еще несколько месяцев назад пустовало, но сейчас в нем работает около дюжины мужчин, создающих ударные беспилотники со взрывчаткой.
Мастерская, о которой идет речь, находится на западе Украины и является одним “из десятков стартапов, производящих дешевое оружие, которое помогает украинским войскам в борьбе с россиянами”.
WSJ пишет, что таким образом Украина пытается компенсировать нехватку боеприпасов, которая образовалась в связи с отсутствием существенной военной помощи от США в последнее время. Речь идет о создании “миллионной армии взрывоопасных дронов с функцией FPV”, пишет издание.
Из-за отсутствия в стране современной оружейной промышленности в необходимом количестве, которое было бы способно поддержать те темпы военных действий, которые происходят в российско-украинской войне, потребуются годы и миллиарды долларов. На сегодня Украина не может производить артиллерийские и ракетные системы, необходимые ей в больших масштабах, отмечается в материале.
В то же время беспилотники, которые можно собрать из деталей, доступных на коммерческом рынке, и которые стоят всего несколько сотен долларов каждый, сравнительно дешевы и просты в производстве. По всей Украине появляются самодельные заводы, которые ежемесячно выпускают тысячи FPV-беспилотников.
Затем дроны доставляются на фронт, где солдаты прикрепляют к ним взрывчатку и запускают их в российские окопы и бронетехнику. Управляет ими оператор с помощью контроллера и в очках, которые позволяют ему видеть то, что видит камера дрона.
— С нашей экономикой мы не можем производить танки. Наше решение — делать беспилотники, — говорит Николай Гаврилюк, генеральный директор компании Sparrow Avia, производящей беспилотники.
Использование в войне
В условиях, когда Украина находится в обороне после того, как прошлым летом контрнаступление не привело к ожидаемым результатам, беспилотники FPV стали играть решающую роль в попытках украинских войск отбивать российские атаки. Беспилотники не могут нанести такой же урон, как артиллерийские снаряды или минометные мины, которые сейчас в дефиците. Но украинские войска используют беспилотники для нанесения ударов по слабым местам бронетехники, чтобы обездвижить ее, а также для поражения российских грузовиков и даже пеших солдат, чтобы затруднить России переброску людей и грузов к украинским окопам.
Издание отмечает, что Украина стала пионером в использовании беспилотников на поле боя в начале войны, используя купленные в магазине квадрокоптеры для обнаружения российских позиций. Но за прошедшие с тех пор почти два года Москва сделала огромные инвестиции в беспилотники всех видов и превращает торговые центры в центральной части России в фабрики по производству дронов.
Из-за частых российских ракетных ударов украинские производители беспилотников делают свои предприятия меньше: несколько десятков сотрудников в одном здании и еще несколько десятков в другом, надеясь сохранить свою работу в тайне.
FPV — First Person View
FPV (First Person View), или дроны, управляемые от первого лица, можно изготовить всего за несколько сотен долларов каждой из деталей, доступных в основном на коммерческом рынке. Сегодня именно они становятся одним из самых важных видов вооружения в Украине, считает WSJ.
Тем не менее, их производство в массовом масштабе пока не налажено. Михаил Федоров, министр цифровой трансформации Украины, заявил, что страна находится на пути к достижению цели, поставленной президентом Владимиром Зеленским в конце прошлого года, — произвести не менее миллиона беспилотников в этом году, что более чем в 100 раз больше, чем в 2022 году.
В настоящее время Украина производит 62 различных вида беспилотников, а производители дронов работают над новыми моделями, которые могут летать дальше, нести более тяжелые боеприпасы и уклоняться от российских электронных помех, которые прерывают контакт между дроном и пилотом.

Завод по изготовлению БпЛА
Журналистам The Wall Street Journal удалось посетить один из трех заводов Sparrow, которые производят около 3 тыс. FPV-беспилотников в месяц. Николай Гаврилюк и его партнер вложили около $500 тыс., чтобы запустить компанию в производство, с целью в конечном итоге выпускать 10 тыс. дронов в месяц.
В конце прошлого года компания переехала в пустое здание на западе Украины, установила вентиляционные трубы и превратила его в FPV-фабрику.
Компания закупает некоторые детали — углеродное волокно, камеры и двигатели, — но большинство деталей и дизайн дронов изготавливает сама.
В одной из комнат 20-летний инженер рассматривал модели беспилотников на экранах, дорабатывая свой дизайн. За его спиной несколько 3D принтеров печатали пластиковые детали.
В соседней комнате рабочие сваривали батарейные блоки разных размеров для разных моделей дронов, а затем покрывали их черным пластиком. Сами дроны собирались в конце коридора.
Рабочие сидели парами за столами, где они прикручивали, приклеивали и сваривали детали. В помещении было так тесно — сотни беспилотников в разных стадиях сборки были сложены вокруг на полках и на полу, — что работники рисковали опрокинуть что-нибудь, каждый раз вставая из-за стола. В помещении еще не было системы вентиляции, и сварщики закрывали носы шарфами, описывают увиденное журналисты WSJ.
— Самая большая проблема — это доставка запчастей из Китая и логистика их доставки сюда, — сказал Гаврилюк, отметив, что протесты дальнобойщиков в Польше замедлили поток коммерческих грузов в Украину в последние месяцы.
По его словам, компания тратит на запчасти примерно $14 тыс. в месяц.
— Это звучит как большая сумма, но для армии это небольшие расходы, — говорит он.
По словам Гаврилюка, украинское правительство ежемесячно закупает около половины беспилотников. Остальное скупают волонтеры и местные органы власти и доставляют в воинские части.
Федоров, министр цифровых преобразований, сказал, что правительство предложило ряд стимулов для компаний, занимающихся производством беспилотников, включая снижение налогов и отмену импортных пошлин.
— Роль государства больше похожа на координацию и создание возможностей, — сказал он, добавив, что правительство “предлагает крупные контракты для производителей, чтобы они расширялись”.
Пока в Sparrow работает всего 70 человек, и все они, кроме трех, мужчины. Гаврилюк сказал, что в ближайшие два месяца они планируют добавить 130 человек. Он нанимает только друзей и родственников нынешних сотрудников, опасаясь того, что принесет с собой каждый новый сотрудник. Если кто-то выдаст россиянам местоположение завода, по нему, скорее всего, будут выпущены ракеты.
При этом Гаврилюк говорит, что сотрудники имеют неофициальное освобождение от призыва в армию, что является существенным преимуществом, когда украинское военное руководство объявило о планах набрать до 500 тыс. новых солдат.
— Не все могут или хотят воевать, но это способ, которым я могу быть полезен и помочь армии, — сказал Сергей Хлухонец, 35-летний бывший строитель, который присоединился к Sparrow два месяца назад и теперь работает сварщиком.

Испытание дронов
Из каждой партии в 30 беспилотников один берется на испытание на ближайшем полигоне. В холодный безоблачный январский день пилот-испытатель надевает очки FPV и поднимает небольшой FPV-беспилотник со снега в воздух, а затем летает взад-вперед над линией деревьев со скоростью около 130 км в час.
Из 11 моделей, выпускаемых компанией Sparrow, ее 18-сантиметровый дрон (по размеру пропеллеров, которые он может использовать) является самым популярным. Хотя он летает не так далеко и может нести только около 1,5 кг взрывчатки, он более маневренный и, что очень важно, более дешевый, говорит Андрей Вуховский, руководитель отдела FPV компании Sparrow.
— Пока мы обороняемся, а россияне нападают, (солдатам, — Ред.) не нужен такой большой радиус действия, — говорит Вуховский.
Тем не менее, Украина разрабатывает беспилотники все большего радиуса действия, которые ее войска использовали для нанесения ударов по нефтеперерабатывающим заводам на территории России в этом году.
Компания Sparrow разработала более крупный ударный беспилотник, способный нести около 9 кг взрывчатки. Компания также работает над моделями, которые используют искусственный интеллект, чтобы поразить цель, даже если российские электронные глушилки прервут связь с пилотом. И хоть в будущем не будет серьезной потребности в высокопрофессиональных навыках пилота, сегодня потребность в них еще сохраняется, отмечает Вуховский.
Фото: Михайло Федоров