Александра Матвийчук, Руководитель организации Центр гражданских свобод
Ратификация Римского статута: что даст Украине и есть ли угрозы для военных

Недавно президент Украины Владимир Зеленский подал в Верховную Раду законопроект о ратификации Римского статута Международного уголовного суда и поправок к нему. Этот шаг является важным для Украины, наших граждан и восстановления справедливости.
Международный уголовный суд работает на базе Римского статута. Этот международный документ был принят на дипломатической конференции в Риме в 1998 году, а вступил в силу — 1 июля 2002 года.
Украина подписала Римский статут в 2000 году, но не ратифицировала его. После подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом в 2014 году ратификация этого документа является одним из прямых международных обязательств Украины.
Факты ICTV пообщались с Александрой Матвийчук — главой организации Центра гражданских свобод, награжденной Нобелевской премией мира 2022 года. Она назвала преимущества ратификации Римского статута, рассказала, какие есть проблемы, что нужно доработать в Уголовном кодексе Украины, а также есть ли угрозы для наших военных.
— Какие преимущества предоставит Украине ратификация Римского статута, которую инициировал президент?
— Я сказала бы, что ратификация Римского статута — это событие исторического масштаба. Если посмотреть на историю Украины, то это всегда история массового насилия, которому украинцы подвергались со стороны советской власти и нацистов, а теперь — россиян. Значительная часть этого насилия оставалась безнаказанной.
Ратификация Римского статута — это олицетворение той идеи, что массовое насилие не может оставаться безнаказанным. Если говорить не на уровне идей, а практики, то Украина уже очень долгое время была в очень странной правовой растяжке. С одной стороны, мы вместе с декларацией дали Международному уголовному суду юрисдикцию и он уже проводит расследование в Украине. А с другой, мы не имеем никаких прав, которые имеют другие государства — члены МУС.
По сути, мы имеем только обязанности, но не имеем прав, таких как предоставление своего судьи в МУС, влияние на распределение бюджета и т. д. Эту ситуацию давно надо было исправить. Украина получит все те права, которые имеют члены Римского статута Международного уголовного суда.
— Звучали заявления, что полноценное участие в МУС якобы должно упростить доступ украинцам к специальному целевому фонду суда и повысить шансы получить компенсацию для пострадавших от российских преступлений. Как будет работать этот алгоритм?
— Пока еще сложно сказать. Международный уголовный суд открыл сейчас два дела. По этим двум делам есть шесть ордеров. Еще неизвестно, кто по этим делам будет проходить в виде потерпевшего.
Надо четко понимать, что 98% всего, что россияне сделали на территории Украины — это ответственность органов национального следствия и суда. Это не значит, что у Международного уголовного суда есть фонд, к которому все потерпевшие могут обращаться. Только те, которые будут проходить по этим производствам, будут фигурировать в расследовании МУС.
— Международный уголовный суд работает всего 20 лет, но уже подвергался критике от властей США, Китая и Израиля. Когда-то США даже подписали Римский статут, но потом отозвали свою подпись. В чем причина?
— Есть право, а есть политика. Я приведу пример из другой сферы, не тех государств, которые вы назвали, но логика, я думаю, такая же.
Когда-то мой коллега, который учился в Москве в университете на международных отношениях, рассказывал мне, как преподаватели открыто говорят: международное право — это для слабых, мы — сильная страна, мы сами будем диктовать свои правила.
Конечно, нет никаких идеальных институтов. Международный уголовный суд — далеко не идеальная институция, есть вещи, которые нужно менять и совершенствовать. Но очень часто, если идти вглубь, критика связана с политическими причинами, а не правовыми.
— Почему Украина не ратифицировала столько времени Римский статут, несмотря на то что ранее поставила свою подпись?
— На это есть конкретные причины, и они разные в зависимости от исторического времени. Я начну с того, что если мы сейчас его ратифицируем, то станем страной-рекордсменом. Страной, которая шла дольше всех от подписания до ратификации Римского статута. До нас рекордсменом был Кот-д’Ивуар — 15 лет от подписания до ратификации.
Если идти на момент подписания, то ратификация была отложена. Тогда произошло это обращение в Конституционный суд, который принял очень странное решение, что ратификация Римского статута противоречит Конституции Украины. Это противоречие, которое тогда очертил суд, было снято в 2016 году при изменении Конституции в части правосудия.
Но даже через три года отсрочки вступления в действие этих изменений, которые давали возможность ратифицировать Римский статут, этого не было сделано. В связи с большим количеством непонимания, что такое Международный уголовный суд, различных треков, которые построены вокруг него, и беспокойств. Я просто объясню, какого уровня была аргументация.
Я работаю над документированием военных преступлений с 2014 года. Когда началась война, она получила, к сожалению, не правовой режим войны, у нас была антитеррористическая операция (АТО). Я слышала даже такие аргументы, что поскольку у нас не объявлено правовое состояние войны, то украинцев, которые убивают россиян, пытающихся оккупировать их страну, МУС будет преследовать. Здесь просто была такая буйная фантазия и смешивалось все грешное с праведным.
— Действительно, а не возникнет ли после ратификации риска, что Россия может создавать проблемы нашим военным-ветеранам при выезде за границу?
— Понимаете, в чем смех и грех этой ситуации? Беспокойство, что Международный уголовный суд может преследовать украинских военных, поэтому не нужна ратификация, выглядит странным, поскольку МУС уже может преследовать любого, независимо от гражданства Украины, за совершенные международные преступления.
МУС без ратификации уже имеет полную юрисдикцию по тем двум разовым декларациям, которые им Украина отправила. Если для кого-то — это беспокойство, что МУС может преследовать за международные преступления, то это уже так, то есть уже произошло.
Я думаю, что события исторического масштаба вызывают большие общественные дискуссии. Тем более международное гуманитарное и уголовное право сложное. Мало на самом деле тех, кто участвует в общественном широком обсуждении и разбирается в этом. И еще, конечно, мы — страна, которая провозглашает, что борется за свободу, демократию, права человека, верховенство права.
И аргументы, что если кто-то совершает международные преступления и является россиянином, то должен быть преследуемым, а если этот кто-то является гражданином Украины и совершает международные преступления, не должен быть преследуемым, бросают тень на те ценности, за которые Украина борется. Здесь надо быть честными перед самими собой в общественной дискуссии, которую мы ведем.
— Согласно озвученным заявлениям, Римский статут планируют ратифицировать с примечанием, которое запрещает МУС в ближайшие семь лет привлекать к ответственности граждан Украины после ратификации. Как это будет работать на практике?
— Речь идет о статье 124. За все время существования МУС ею пользовались две страны. И это еще одно подтверждение, что есть право, а есть политика. Эта статья явно о двойных стандартах. Есть группа стран, которые сейчас требуют выбросить эту статью из Римского статута вообще.
Да, в законопроекте о ратификации, поданном в парламент, существует эта семилетняя отсрочка. Не понимаю, как на это отреагирует Международный уголовный суд и как это ударит по расследованиям. Давайте приведу конкретный пример, который наиболее известен нашей аудитории.
Это дело концлагеря Изоляция, где пытают, насилуют и убивают людей. Долгое время комендантом этой Изоляции, то есть человеком, который своими руками пытал, насиловал и убивал, был Денис Куликовский по кличке Палыч. Он гражданин Украины. Условно говоря, если бы МУС, а не украинские суды, вели это дело, то они не имели бы никакой юрисдикции расследовать эти преступления и привлекать его к ответственности только потому, что у него гражданство Украины. Хотя он совершал международные преступления на территории Украины.
Мы сами себе такой нормой, по моему мнению, подрываем возможности для расследования, которое осуществляет МУС, особенно на оккупированных территориях, где отдельные граждане Украины занимают довольно высокие посты.
— Что Украина должна доработать сейчас для привлечения к ответственности российских военных преступников?
— Я хочу обратить внимание на проблему, которая в общественной дискуссии почему-то не звучит, но она, по моему мнению, является еще более важной. Международный уголовный суд сосредоточивает свое внимание только на выбранных кейсах. На компенсации не может любой податься, а только те, кто в этих кейсах будет проходить.
Около 98% всего, что сделали россияне на территории Украины — это будет ответственность органов национального следствия и суда. Огромная проблема в том, что наше национальное законодательство, прежде всего Уголовный кодекс, не содержит понятия преступлений против человечности, также не выписаны должным образом составы военных преступлений.
Тот же Палыч, которого я упоминала, получил не пожизненное, а выйдет на свободу уже через 10 лет, несмотря на то что он руками пытал, насиловал, убивал мужчин и женщин в Изоляции. У него, по моему мнению, была неправильная квалификация. Среди трех составов преступления, которые ему предъявили, был только один военный, и то следователи не смогли должным образом доказать его вину.
Вместе с этим законопроектом о ратификации был подан закон о внесении изменений в Уголовный кодекс. Это не те изменения, которых мы ждали. Это косметические изменения, которые просто переименовывают статью 438, вносят статью о преступлениях против человечности и все. Но здесь другая проблема.
Если вы откроете Римский статут, то увидите целое условное меню, виды военных преступлений, которые могут совершаться. А статья 438 отсылает украинских следователей ко всем имеющимся Женевским и Гаагским конвенциям, которые подписала Украина. И это превращает вопрос правовой квалификации в своего рода ребус. Закон, который внесен, эту проблему не решает. Для 98% того, что совершили россияне в Украине, до сих пор нет надлежащего правового инструментария.
Я думаю, что важно было бы ратифицировать Римский статут, но этот закон о внесении изменений в Уголовный кодекс в кратчайшие сроки нужно доработать и внести комплексные изменения, а не косметические.
