
Формирующее оценивание – это не привычные баллы или рейтинги, которые получают учащиеся. Оно проводится с целью изменить (сформировать) сам учебный процесс с учетом потребностей каждого школьника или студента и имеет положительную окраску. Происходит формирующее оценивание на основе сбора и анализа данных, помогающих понять, насколько хорошо усваиваются умения, знания и навыки и какие этапы требуют дополнительного внимания или изменения педагогического подхода.
Как проводится формирующее оценивание и применяется ли такой подход в Украине, читайте в материале Фактов ICTV.
Что такое формирующее оценивание
Концепция Новой украинской школы предусматривает реформы в сфере образования на период 2016-2029 годов. В ней среди первоочередных шагов интеграции украинской начальной и средней школы в образовательное пространство ЕС отмечено введение объективной оценки учебных достижений учащихся. Это означает, что должны измениться педагогические подходы к оценке результатов обучения.
Формирующее оценивание – это один из таких подходов, проводимый для усовершенствования процесса обучения.
В отличие от привычных нам контрольных работ, тестов и экзаменов, обычно вызывающих стресс у школьников, формирующее оценивание направлено на то, чтобы:
- дать учащимся возможность раскрыться, не бояться ошибаться и выражать свое отношение к обучению;
- вдохновлять и мотивировать их активно участвовать в процессе обучения;
- превратить каждого ученика из пассивного обучаемого и оцениваемого объекта в активного субъекта, который получает знания в сотрудничестве с преподавателем.
Такой подход способствует развитию уверенности учащегося в собственных силах, подчеркивает его достижения и своевременно информирует о сложностях, возникающих при овладении той или иной темой.
Одно из главных отличий формирующего оценивания состоит в том, что процесс обучения оценивает не только учитель, но и ученик. Это позволяет получить более полную картину, включая взаимодействие между учащимися в классе или проектной команде, развивает академическую свободу и навыки самооценки, а также способствует установлению конструктивного диалога ученик-учитель.
История возникновения формирующего оценивания
Понятие формирующего оценивания ввели английские ученые Пол Блэк и Дилан Уильям. Они определили формирующее оценивание как совокупность действий учителя и учащихся, направленных на самооценку и получение информации, которая в дальнейшем используется для коррекции процесса обучения.
В 1998 году ученые проанализировали 21 исследовательскую работу и более полутысячи научных статей и книг о влиянии формирующего оценивания на результаты обучения и пришли к выводу, что такой метод необходимо использовать как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Результаты работы Блэка и Уильяма были опубликованы под названием Черный ящик: что там внутри? Оценивание знаний учащихся как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
По мнению ученых, систематическое вовлечение учащихся в процесс оценивания обеспечивает развитие их ответственности и независимости, умение планировать и анализировать свои действия, а также определять причины возникающих проблем во время обучения и искать способы их устранения.
Инструменты формирующего оценивания
Внедрение формирующего оценивания значительно расширяет арсенал инструментов учителя, позволяющих проанализировать ход учебного процесса и достижения учащихся.
Формовочное оценивание можно проводить с помощью:
- педагогического наблюдения учителя за деятельностью учащихся (педагогический дневник, чек-лист и т.п.);
- анализ портфолио учащихся, сравнение предварительных и текущих результатов каждого ученика или учебной группы;
- самооценка и взаимооценка (анкетирование, обсуждение в учебной группе);
- оценка достижений учащихся третьей стороной (обсуждение с родителями, другими преподавателями).
При этом могут использоваться техники мини-тестов, аналитических вопросов с открытым ответом, уточняющих вопросов в конце урока или после изучения темы, круглых столов и дискуссионных клубов.
При проведении формирующего оценивания крайне важно избегать противопоставления учащихся друг другу, оценивать не способности или результаты учащегося, а ту работу, которую он проделал за соответствующий период, акцентируя внимание исключительно на положительной динамике достижений.