Рейтинг Doing Business: что способно улучшить показатели Украины

Оксана Доротюк
Оксана Доротюк

В начале ноября был опубликован очередной ежегодный рейтинг Doing Business, оценивающий простоту ведения бизнеса в разных странах. Украина улучшила свою позицию на 5 пунктов, заняв 71 место. Что бы кто ни говорил, рост налицо – по большинству индикаторов страна показывает улучшение. И это несомненно позитив, повышение инвестиционной привлекательности Украины.

Рейтинг Doing Business: что способно улучшить показатели Украины Фото 1

Эксперты Мирового банка ежегодно осенью публикуют рейтинг легкости ведения бизнеса. Для его составления ведется учет дерегуляционных изменений, проведенных за год (с июня по май) во всех странах мира.

Читайте: Рейтинг Doing Business 2019: Украина поднялась на 71 место

Анализируются экономические результаты, определяются успешные изменения в сфере регулирования бизнеса и степень их эффективности. Doing Business – это своеобразный индикатор для инвесторов – можно ли инвестировать в страну, а для нас – какие реформы были эффективными и какие стратегические шаги в дерегуляции нужно делать в дальнейшем.

Рейтинг Doing Business: что способно улучшить показатели Украины Фото 2

Развитие строительства

Измеряется рейтинг по 10-ти направлениям проведения реформ и одним из основных является строительство – компонент Получение разрешений на строительство.

В этом году из 190 стран, которые участвуют в рейтинге, по реформированию в строительной сфере мы 30-е. Украина опередила Австрию, Финляндию, Польшу, Латвию, Беларусь, Канаду и даже Японию.

В прошлом году, когда в этом показателе мы поднялись с 140 места на рекордное 35-е (это был наибольший рывок среди всех стран), то в копилку общего рейтинга Украины смогли дать целых 6 пунктов.

Рейтинг Doing Business: что способно улучшить показатели Украины Фото 3

В прошлом году были проделаны изменения в отрасли, которые уже реально работают. А это:

  • отмена процедуры регистрации деклараций и двойного получения техусловий пожарной безопасности от ГСЧС.
  • введение обязательного требования по высшему образованию у разработчиков проекта строительства и инженеров технадзора.

Мало кто вспоминает сейчас, что буквально еще несколько лет назад получение разрешений и согласований в строительстве было в десятки раз сложнее. Было более 30 процедур, прохождение которых занимало почти 300 дней (это при оптимистичном сценарии).

Благодаря принятию закона О регулировании градостроительной деятельности эти процедуры значительно упростились – осталось буквально до 5 процедур, на которые необходимо 10-60 дней (в зависимости от объекта).

Такое значительное изменение не только упростило жизнь бизнесменам, но и позволило нам в 2013 году подняться на 145 пунктов по компоненту Получение разрешений на строительство, а в целом Украине – значительно улучшить свои позиции в Doing Business (со 112 места до 87-го).

То есть эффективные дерегуляционные процессы в строительстве уже не раз оказывали положительное влияние на общий рейтинг страны.

Эксперты дают позитивные прогнозы дальнейшего повышения Украины в рейтинге Doing Business по строительному показателю и в следующем году. И наша цель – попасть в ТОП-20 Doing Business по компоненту Получение разрешений на строительство – может быть достигнута. Для этого нужно среди прочего провести одно важное изменение в отрасли – отменить паевое участие в развитии инфраструктуры населенного пункта по всей Украине.

Отмена паевого сбора

В прошлом году одним из важных факторов, который повлиял на рост Украины в Doing Business по получению разрешений на строительство, было снижение паевого взноса на развитие инфраструктуры. В рейтинге учитывалось, что Киев снизил ставку паевого участия до 2% (с 10%).

Для позиции в рейтинге это было положительное изменение. Но не для страны в целом, так как при расчетах учитываются только данные Киева. Если рассматривать вопрос паевого взноса в масштабе всей страны, то проблема остается нерешенной и он продолжает действовать.

Размер паевого участия рассчитывается на основании общей сметной стоимости строительства объекта, определенной по строительным нормам, государственным стандартам и правилам. Предельный размер паевого участия:

  • 10% общей сметной стоимости строительства – для нежилых зданий и сооружений.
  • 4% – для жилых домов.

При этом сейчас удельный вес средств паевого участия в общем объеме доходов местных бюджетов не достигает и 1%. И понятно, что этот источник финансирования нельзя считать достаточным для развития инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов – на что, собственно, он и должен направляться.

Читайте: Кто мешает остановить строительный хаос в Украине

По информации, полученной от областных государственных администраций, в течение 2014-2017 годов за счет паевого участия осуществлялись в основном текущие ремонты (замена крыш, окон), а в отдельных населенных пунктах – капитальные ремонты некоторых объектов социальной инфраструктуры.

За счет частичного привлечения этих средств были построены дошкольные учебные заведения: в Винницкой и Полтавской области – по одному, в Ивано-Франковской – 3. То есть, по факту на строительство новых детских садов, школ и другой инфраструктуры не тратиться практически ни копейки.

Паевой сбор, по сути, стал “легализованной взяткой застройщиков” и порождает высокие коррупционные риски со стороны органов местного самоуправления.

Целевое назначение средств никем не контролируется. В 2016 году в местные бюджеты должно было поступить около 3 млрд. грн от паевого взноса на развитие инфраструктуры, фактические же поступления составили только 1,35 млрд. грн.

Поэтому паевой сбор нужно отменять. В Верховной Раде уже больше года зарегистрирован законопроект № 8124 (ранее законопроект №6540) О внесении изменений в некоторые законодательные акты по стимулированию инвестиционной деятельности в Украине, которым среди прочего вносятся изменения в части полной отмены паевого взноса в Украине. И его нужно принять. Тогда прогнозам экспертов суждено будет сбыться и привлекательность Украины для потенциальных инвесторов продолжит расти.

Автор: Лев Парцхаладзе, заместитель министра Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Doing Business, Будівництво, Лев Парцхаладзе
Якщо побачили помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту і натисніть Ctrl+Enter.

Завантаження

Помилка в тексті
Помилка