PCEtLSDQndC1INC00L7QsdCw0LLQu9C10L3QsCDRgNC10LrQu9Cw0LzQvNCwIGZ1bGxzY3JlZW4gLS0hPg==
ФАКТЫ iPad / iPhone ФАКТЫ Android
Катерина Федорова
Автор: Катерина Федорова

Отношение к оплатам ворованного контента у операторов P2P платежей

Если говорить о международных платежных системах Visa/Mastercard и банках, то их позиция по отношению к платежам незаконным распорядителям контента известна. VISA Europe заявляет банкам-партнерам, что все транзакции с ними должны быть законными. На сайте MasterCard есть раздел Антипиратская политика.

Руководствуясь своими политиками препятствования незаконной деятельности, они принимают жалобы правообладателей. Дальше все идет по процедуре, которая чаще всего приводит к блокировке платежей на нарушителя прав интеллектуальной собственности.

Банки-клиенты платежных систем, которые участвуют в таких платежах, опасаясь санкций со стороны Visa/MasterCard, также сотрудничают с правообладателями.

Они стараются проверять своих клиентов по интернет-эквайрингу на предмет законности, смотреть на его репутацию, оценивают, не придется ли потом возвращать деньги обманутым. Не попадет ли потом банк в какие нибудь публичные скандалы и поиски пирата правоохранительными органами, как это случилось с латвийским Reģionālā investīciju banka.

Идти за деньгами — подход, который доказал свою эффективность. Посмотрим, как в этом отношении действует младший брат международных платежных систем — операторы прямых платежей (Р2Р), в которых деньги пересылаются не между банками, а напрямую от одного физического лица другому.

Исторически операторы прямых платежей, как порождение интернета и экономики доверия, более свободны и не подпадают под строгие регуляции финансовых институтов.

Как пишет о себе WebMoney, — мы не являемся финансовым учреждением и не занимаемся финансовыми операциями, а осуществляем обработку аппаратно-программного комплекса WebMoney Transfer System.

Тем ценнее, если их отношение к перепродаже ворованного контента — негативное. Посмотрим, как это на практике.

В мире

У PayPal есть внутренняя политика по отношению к нарушителям права интеллектуальной собственности. У них существует форма Infringement Report, позволяющая правообладателю заявить о нарушении его прав интеллектуальной собственности.

Кроме доказательства прав на контент, правообладателя просят также представить доказательства того, что за ворованный продукт можно заплатить через PayPal.

Если жалоба убедительна, то она может привести к временной или постоянной деактивации учетной записи PayPal на сайте и даже к невозможности владельцам сайта пользоваться платежными услугами PayPal в принципе, по любому своему бизнесу.

Однако сайту, на который пожаловались, в свою очередь, дается возможность все отрицать через другой документ PayPal: Objection To Infringement Report.

Британское антипиратское объединение FACT говорит, что тесно сотрудничает с оператором прямых платежей PayPal.

Они нам очень помогают. Предоставляют вещественные доказательства, единственное — не всегда сообщают, когда что-то предприняли,- делится генеральный директор FACT Киерон Шарп.

В общении с Чистым небом Киерон посоветовал тоже обратиться в PayPal и начать отношения, объединить усилия.

WebMoney пишет на сайте, что, как оператор, признает правовые нормы и стандарты, в том числе по отношению к праву интеллектуальной собственности.

Продажу ворованного контента он относит к нелегальной торговле и заявляет, что налагает на себя обязательство не допускать никакой явной или скрытой поддержки такого бизнеса.

А если такое обнаружится, то передать информацию уполномоченным органам и приостановить обработку транзакций любого участника системы по требованию уполномоченных органов, в соответствии с законодательством.

Также по собственной инициативе в случаях, когда у оператора достаточно информации о незаконной или теневой деятельности конкретного участника системы.

Гонконгский оператор прямых платежей Perfect Money, с одной стороны, делает оговорку, что все операции с финансами, проводимые в системе, подпадают под использование компанией финансовой лицензии класса А и не нарушают международные законы.

С другой — отказывается участвовать в разборках, платят через него за ворованное или нет. Блокирование учетных записей клиентов системы по инициативе третьего лица возможно только по решению суда.

Яндекс в 2018 году публично спорил с правообладателями о правомерности их требований убрать пиратский контент из поисковой выдачи. На англоязычной версии сайта российского сервиса есть страница Copyright Infringement Policy, но переход по ней выдает ошибку 404.

По сервису Р2Р оплат Яндекс.Деньги официально информации нет, но в ноябре директор образовательного сайта Нетология Максим Спиридонов публично обвинил Яндекс в том, что он не борется с ворами его контента.

В частности, заработанные деньги воры выводят на Яндекс.Кошелек и оператор платежей не реагирует на заявления владельца контента.

По словам Максима, после обращения в Яндекс с просьбой заблокировать мошеннические рекламные кампании в Яндекс.Директе и Яндекс.Кошельки, на которые воры собирают деньги с обманутых студентов, компания 10 дней готовила ответ юристов. Потом посоветовала обратиться напрямую к рекламодателям, то есть, пиратам.

Все это время каждый день установленный на сайтах мошенников сервис Яндекс.Деньги процессил, предположительно, от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.

Но уже через три дня Максим написал, что в результате огласки коллеги из Яндекс.деньги приняли оперативные меры по блокировке кошельков, используемых в мошеннической схеме, а также, кажется, мы нащупали вариант совместной работы в подобных ситуациях в будущем.

В Украине

Игорь Зотько, директор украинского агрегатора платежей Interkassa, говорит, что компания Interkassa противостоит пиратству в любых его проявлениях, — каждого клиента мы проверяем через систему комплаенс-контроля от Web Shield. Это ― всесторонняя проверка на соответствие финансовым правилам и рискам.

Каждый сайт, к которому мы подключаем платежи, предоставляет подтверждение, что имеет право на продажу товаров, услуг или контента, правомерно использует домен и торговую марку. Например, для компании IP-телевидения должно быть разрешение на ретрансляцию от правообладателя контента.

Игорь Зотько утверждает, что планирует продолжать борьбу с ворами контента, — вспомнил, как один из клиентов оказался пиратом и пытался продавать контент без лицензии.

Наш отдел контроля проверил сайт, коллеги заметили, что мерчант продает телеканалы StarLightMedia. После этого мы обратились в центр мониторинга контента StarLight Digital, чтобы еще раз проверить, действительно ли он нелегально предоставляет эту услугу.

Мы получили подтверждение, что ретрансляция происходит незаконно, договора с правообладателем у этого сервиса не было.

Игорь говорит, что компании этот случай показал, что клиент не всегда прав, всегда прав только закон, и перед ним все равны. Мы придерживаемся бизнес-этики и беспокоимся о своей репутации.

В итоге сайт перестал пиратить и перешел на светлую сторону.

Успех в этом деле лежит в том, чтобы все участники экосистемы, находящиеся на светлой стороне, вовлеклись в активность, и каждый приложил бы усилия со своей стороны к тому, чтобы заниматься воровством контента стало очень невыгодно.

Автор: Катерина Федорова, руководитель украинской антипиратской инициативы Чистое небо.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка