Про американские заводы, $2 млрд и Инвестиционный совет — интервью с Давидом Арахамией

Давид Арахамия, которого Владимир Зеленский недавно назначил секретарем Национального инвестиционного совета, поделился своими планами, видением структуры и объяснил, как будет привлекать инвесторов в Украину. А также рассказал о $2 млрд инвестиций в год, американских заводах в Украине и новых вакансиях в ОГА.
Факты ICTV пообщались с Арахамией накануне эфира Свободы слова.
Напомним, Национальный инвестиционный совет — консультативно-совещательный орган, занимающийся привлечением инвестиций и формированием государственной политики в вопросах улучшения инвестиционного климата.
Дальше — прямая речь.
Про задачи структуры
Сейчас есть план ревитализации инвестиционных ожиданий. За последний год, к сожалению, количество прямых иностранных инвестиций демонстрирует негативную тенденцию.
Я уже месяц встречаюсь с крупнейшими в стране потенциальными инвесторами. Все они говорят, что потенциал государства минимум вдвое больше, чем $1-1,5 млрд, которые есть сейчас. Это если не очень сильно работать. А реальный потенциал — $10 млрд в год.
Моя задача — выяснить, каким образом мы быстрее достигнем этой цифры. В ближайшее время я буду строить отношения с крупными инвесторами.
Мы планируем, чтобы во время всех поездок президента обязательно проходили встречи с потенциальными инвесторами, чтобы мы возили из Украины в ту страну, которую посещает президент, бизнес-делегации.
Сейчас идут назначения губернаторов. Мы хотим, чтобы на уровне облгосадминистраций всегда был заместитель, отвечающий за инвестиции, потому что инвестиции — один из крупнейших приоритетов, которые озвучил президент.
Новые инвесторы и реструктуризация организации
Совет функционировал более имиджево. Там был почетный состав и большие компании, которые Украину посещали, возможно, раз в год. Происходила одна встреча в Давосе всегда, другая — на каком-то ивенте в Украине.
Мы будем это реструктуризировать. Делать рабочие комитеты из разных областей для того, чтобы более оперативно работать с инвесторами.
Будем привлекать не только очень большие компании с капитализацией в триллион. Например, если компания уровня Новой почты, а это один из крупнейших налогоплательщиков, захочет построить терминал в Закарпатье, мы должны как Инвестиционный совет этому поспособствовать. Фактически, мы должны уважать и отечественного инвестора, чтобы инвестиции и здесь осуществлялись.
Мы сейчас делаем офис фасилитации — фасилитируем всех, кто хочет и намерен инвестировать. Единственное, выбираем проекты от $30-40 млн. Потому что, например, если проект на $1 млн, будет очень много работы, а инвестиций в год — мало.
У меня есть внутренний показатель — $2 млрд в год привлекать.
18 месяцев на результат
Нужно понимать — крупные инвестиционные проекты делаются где-то за 1,5 года. Девять месяцев уходит на то, чтобы построить уровень доверия с инвестором, дальше нужно утвердить проектную документацию, очень много бюрократии, и только потом начинают что-то строить. То есть через 1,5 года увидим большие наработки.
Чтобы быстро показать результат, надо реанимировать потерянные проекты.
Сейчас мы этим занимаемся — знакомимся снова с этими людьми, спрашиваем, почему они покинули проект практически на завершающей стадии. Если мы видим, что можем им помочь — помогаем и реанимируем те проекты.
Перспективные отрасли для Украины
Инвесторов сейчас интересуют инфраструктурные проекты — строительство дорог, мостов, метро, железной дороги. Очень много у них ожиданий, потому что понимают, что сейчас это в плохом состоянии. Чтобы страна нормально функционировала, нужно очень много инвестиций сделать в инфраструктуру.
Многие иностранные институциональные инвесторы — Всемирный банк или ЕБРР — говорят, что готовы финансировать, софинансировать, привлекать прозрачные конкурсы инвесторов, на которые подрядчики могут заходить с любой страны мира. Это очень большое направление.
У нас есть агропромышленность, но это в основном сырье. Очень мало производств по переработке, хотя много заинтересованных сторон, которые хотят у нас переделывать, строить предприятия, нанимать людей и затем готовую продукцию экспортировать, например, в ЕС.
Креативная индустрия в Украине очень конкурентоспособна, в частности видеопродакшн. Apple, Puma, Adidas приезжают в Киев и снимают рекламные ролики. Это крутой экспортный потенциал услуг, и им тоже нужно помогать.
У меня есть мечта. Сейчас есть большая американская программа по переносу производств из Китая. Очень много американских денег, в том числе и бюджетных, идут на финансирование этих переносов. Там нет обязательного условия, чтобы предприятия переезжали в Штаты, главное — из Китая. У меня есть большое желание привлечь какую-то часть этого бюджета, чтобы открывать предприятия здесь.
Лилия Ященко