
В Москве продолжают настаивать на неизменности минских соглашений. Хотят, чтобы Киев не просто продлил действие так называемого закона об особом статусе Донбасса, но и принял его на постоянной основе.
В 2014 году этот закон тоже вызвал резкую критику оппозиции, поскольку предоставлял широкие права оккупированным территориям, включая народную милицию и неподконтрольную Киеву прокуратуру.
Читайте: Судьбоносного прорыва на нормандском саммите не было – Кремль
А в 2015 году, когда все это пытались закрепить в Конституции, привел и вообще к трагическим событиям. В нацгвардейцев, охранявших здание парламента, бросили боевую гранату, четыре человека погибли.
Последний раз обошлось без протестов. Уже через два дня после парижского саммита Рада экстренно собралась на внеочередное заседание.
Такая спешка с продолжением действия закона об особом статусе ОРДЛО в большинстве объяснили необходимостью сохранить санкции против России. Дело в том, что они привязаны к этому закону, а он терял силу 31 декабря.
Однако в Батькивщине и Голосе заявили, что не дадут голосов, поскольку закон противоречит Конституции. А вот в Евросолидарности возникли дискуссии. С одной стороны они в оппозиции, а с другой — в 2014 году президент Порошенко сам уговаривал депутатов поддержать этот закон.
Однако голосов хватило и без них, с большим запасом. Правда в монобольшинстве сразу же успокоили, что закон сугубо технический. А принят он не на постоянной основе, как хотел Путин, а на год. К тому же, выполнять его пока никто не собирается.
Кроме того, перед проведением выборов Россия должна отдать нам контроль над государственной границей, такое требование Киева. Правда у Путина противоположная позиция.
Дискуссия о выборах и границе стала самой горячей во время Парижской встречи. Путин ссылался на Минские соглашения и не хотел отступать от них ни на шаг. Зеленский настаивал, что без передачи Украине контроля над своей же границей — выборы невозможны.
Зеленского поддержала Меркель, которая заявила, что соглашения подписаны в Минске — это не окаменелый документ и их можно менять. Но Кремль непреклонен, Песков и представитель России на переговорах в Минске Грызлов уже заявили, что не хотят никаких изменений.
По итогам нормандского саммита формулу Штайнмайера Украина должна имплементировать в закон об особом статусе, но когда именно и в какой редакции — не понятно.
Еще один дискуссионный вопрос — разведение войск. Кремль хотел разведения на всей линии соприкосновения, что могло закончиться сдачей для Украины важных позиций.
По инсайдерской информации — кто-то с украинской стороны убедил Путина, что Киев пойдет на уступки и в вопросе разведения войск и по выборам и формулы Штайнмайера.
До встречи четверки в апреле должны быть определены еще три пункта, где будут разведены войска. По примеру Золотого, Петровского и Станицы Луганской.
Специалисты предполагают, что это будут чисто гуманитарные пункты пропуска, как Трехизбенка, Зайцево или Гранитное, чтобы упростить переход с не подконтрольной территории.
Но в Париже также договорились, что до конца еще этого года должно состояться полное и всеобъемлющее прекращение огня. А миссия ОБСЕ сможет контролировать это не только в светлое время дня, а круглосуточно.
Напомним, министр иностранных дел Вадим Пристайко заявил, что до конца 2019 должны состояться три важных события по урегулированию конфликта на Донбассе, которые позволят понять, можно ли рассчитывать на прогресс в данном вопросе.