Названы ключевые достижения и инновации украинского образования в 2024 году

Образование является одним из ключевых аспектов развития любой страны. Для Украины, которая переживает сложный период войны и восстановления, оно приобретает еще большее значение.
В 2024 году украинская образовательная система столкнулась с новыми вызовами и возможностями, которые стали результатом адаптации к изменяющимся условиям.
В условиях глобальных и внутренних кризисных ситуаций образовательная сфера продолжает трансформироваться, активно внедряются инновационные подходы и технологии для обеспечения доступа к качественному образованию.
Важными шагами в этом направлении стали как правительственные инициативы, так и инновационные проекты, помогающие сохранять образовательные стандарты и снижать последствия войны для учеников и учителей.
Ассоциация инновационного и цифрового образования (AIDE) подвела итоги знаковых событий в сфере образования 2024 года.
Возможность года
В этом году началась реформа профильной старшей школы, которая предусматривает, что после девятого класса ученики смогут выбрать одно из двух направлений — академическое или профессиональное.
Академическое направление позволит учиться в лицеях по выбранному профилю, где ученики смогут самостоятельно выбирать предметы для углубленного изучения, а также предметы, не связанные с выбранным профилем.
Профессиональное направление предусматривает поступление в профессиональный колледж или заведение профессионального предвысшего образования.
Событие года
9 декабря состоялось открытие Украинского Образовательного Хаба в США, который заработал в Чикаго, где с начала войны проживает более 30 тыс. украинцев.
В хабе для детей и взрослых проводят обучение по украиноведческим предметам, полезным навыкам и прочему. Следующий хаб будет открыт в Нью-Йорке.
Миссия Сети Украинских Образовательных Хабов, которая уже насчитывает 70 центров в странах ЕС, Великобритании, Японии, США и Украине, заключается в сохранении и развитии человеческого капитала Украины.
Инициатива года
МОН в сотрудничестве с вице-премьер-министром Михаилом Федоровым запустило комплексную политику Школа офлайн, цель которой — вернуть 300 тыс. украинских учеников к очному обучению.
В Украине стремятся предоставить доступ к безопасному очному образованию, а также повысить качество дистанционного обучения, если выход офлайн невозможен.
— Украина понесла значительные образовательные потери. Ключевая предпосылка для повышения качества образования — доступ детей к безопасному очному обучению. Именно поэтому мы внедряем комплексную политику Школа офлайн, — отметил Михаил Федоров.
Проект года
Калькулятор фейков — это инновационный инструмент, который позволяет украинцам быстро и точно выявить фейковые новости, а также научиться отличать правдивую и ложную информацию самостоятельно.
Этот проект реализован при содействии Министерства культуры и стратегических коммуникаций Украины. Уже за несколько месяцев им воспользовалось более 300 тыс. украинцев.
Назначение года
В сентябре была назначена на должность заместителя министра образования и науки Украины Надежда Кузьмичева. Сейчас она отвечает за школьное образование — самое сложное и объемное звено системы по обучению.
С 2023 года она была советником вице-премьер-министра по инновациям, развитию образования, науки и технологий Михаила Федорова, а также координировала образовательные стратегические проекты.
Перед Надеждой Кузьмичевой стоят серьезные вызовы. Среди них — завершение реформы Новой украинской школы, преодоление образовательных потерь, обеспечение доступа к офлайн образованию всех учеников и прочее.
Перспектива года
Глобальная инициатива культурной и ментальной трансформации украинцев, которая позволит гражданам сформировать нулевую толерантность к коррупции, знать права, повысить собственные навыки медиаграмотности и критического мышления, свободно овладеть иностранными языками, использовать только легальный аудио и видео контент, быть политически осведомленными и прочее.
Первым этапом этой инициативы стало внедрение в школах всех областей Украины масштабного образовательного проекта о правах ребенка при поддержке Офиса омбудсмена (уполномоченного Верховной Рады по правам человека) и Совета Европы.
Инновация года
В этом году в Украине заработала Убер-школа, которая начала свою работу с Херсонской области, поскольку там сейчас проживают более 10 тыс. учеников с первого до 11 классов.
Они уже три года не имели полноценного доступа к обучению и многое пропустили из-за того, что многие дети в своих общинах находились длительное время в оккупации.
Эту инновацию поддержали Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Херсонская областная государственная администрация.
Благодаря специальной технологии ученики и родители могут бесплатно заказывать онлайн в удобный для себя день и время индивидуальные консультации с лучшими преподавателями по различным предметам. Это доступно даже для учеников младшей школы.
Такие занятия смогут проводить без использования сторонних сервисов, вроде Zoom и других.
Вызов года
Из-за продолжительности войны образовательные потери продолжают быть актуальным вызовом для тех, кто учится, и для тех, кто учит.
— Последствия образовательных потерь, которые уже видим, чрезвычайно серьезные — это реальная угроза развитию всей страны, — отметила заместитель министра образования и науки Украины Надежда Кузьмичева.
Как свидетельствуют результаты опроса ЮНИСЕФ, проведенного через U-Report, около 60% подростков и молодежи стремятся наверстать утраченные из-за войны знания.
Для этого была создана Экосистема восполнения образовательных потерь на основе искусственного интеллекта.
Сейчас она успешно применяется в Херсонской, Николаевской, Одесской и Днепропетровской областях при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), международной организации Helpcode, Министерства образования и науки Украины.
Также ежегодно проводится форум От вызовов к возможностям по преодолению образовательных потерь, который собирает все заинтересованные организации, занимающиеся этим вопросом.
Помощь года
В Украине заработал первый мобильный центр раннего развития — специальный автобус, оборудован всем необходимым для занятий с детьми дошкольного возраста.
Этот автобус обслуживает детей Херсонской области.
В рамках проекта Fun Academy on Wheels такие мобильные детские сады в ближайшее время планируют поставлять в другие регионы Украины. Проект инициировали тридцать финских компаний.
Результат года
МОН вместе с международными партнерами открывают цифровые образовательные центры, позволяющие ученикам 1-11 классов, которые проживают близко к линии фронта и не имеют возможности ходить в школу, учиться в безопасных помещениях с использованием современного оборудования и образовательных технологий.
— 46 центров из более 100, которые финансирует ЮНИСЕФ, работают в Херсонской, Одесской и Николаевской областях. Они охватят более 34 тыс. учеников. По данным исследования Государственной службы качества образования, результаты обучения детей, посещающих эти центры, выше тех детей, которые пока не охвачены ими, — рассказал координатор образовательных проектов ЮНИСЕФ Анатолий Игнатович.
Фото: Ассоциация инновационного и цифрового образования