Санкции США создали проблемы экспорту арктической нефти России — Reuters

Масштабный арктический нефтяной бизнес России столкнулся с серьезными перебоями из-за санкций США в отношении теневого флота и хранилищ, что привело к остановке поставок сырой нефти, которую ранее раскупили азиатские покупатели.
Об этом пишет Reuters со ссылкой на три источника, знакомых с вопросами логистики.
Арктическая добыча нефти РФ под вопросом из-за санкций
Санкции, обнародованные в пятницу, являются самыми жесткими из всех, что были введены против российского нефтяного сектора и направлены против крупнейших производителей Газпром нефть и Сургутнефтегаз, а также 183 судов, которые отгружали российскую нефть.
Три источника, говорившие с Reuters на условиях анонимности, сообщили, что все три российских арктических нефтяных месторождения — Новый порт, АРКО и Варандей, с добычей около 300 тыс. баррелей в сутки — столкнулись с перебоями в работе.
Суда и инфраструктура, необходимые для российского нефтяного бизнеса в Арктике, на который приходится десятая часть экспорта нефти морским путем, являются уникальными, сказали два источника.
Как объясняет Reuters, нефть с терминалов Новый порт (Газпром нефть), где температура может достигать -55 °C, терминала АРКО с морской платформы Приразломная и терминала Варандей с Тимано-Печорских месторождений (Лукойл) доставляется специальными судами ледового класса в плавучие хранилища Умба и Кола вблизи Мурманска.
Затем его выгружают на более крупные суда — Афрамакс или Суэцмакс, которые могут перевозить 100-140 тыс. тонн, по сравнению с 30 тыс. тонн на меньших судах, — для отправки на международный рынок.
Сейчас под санкции США попали как Умба и Кола, так и более десятка малых танкеров, которые используются как челночные поставщики нефти с месторождений.
По данным LSEG, по меньшей мере 15 танкеров, попавших под санкции США в пятницу, в том числе Штурман Щербинин, Михаил Ульянов и Аулис, были активно задействованы в транспортировке российских арктических сортов в течение последних двух месяцев.
Меньшие танкеры-шаттлы были разработаны для работы в северных морях и имеют специфическую конструкцию, позволяющую им загружать больше нефти без ущерба для килевого просвета.
— Нет возможности быстро их заменить. Ничего подобного нельзя купить где-либо. Суда были специально построены для этих проектов, — сказал Reuters один из источников.
Это может оставить Россию с миллионами баррелей непроданной нефти в хранилищах, говорят источники агентства. По словам одного из них, ограниченность мощностей для хранения на всех трех проектах означает, что несколько недель перебоев с загрузкой могут привести к сокращению добычи.
Газпром нефть, которая добывает на месторождениях АРКО и Новый порт, также была непосредственно добавлена в пакет санкций США, хотя Лукойл, который добывает на Варандее, под санкции не попал.

Азиатский обходной путь для России
Новый порт и Варандей пользуются популярностью среди нефтепереработчиков во всем мире благодаря своему высокому качеству — обе нефти легкие, с содержанием серы 0,1-0,4%.
Арктические сорта, которые до введения эмбарго ЕС в 2022 году покупали нефтеперерабатывающие заводы на северо-западе Европы, в последнее время раскупают переработчики в Индии и Китае.
— Цены на легкие арктические сорта нефти из России были выше верхней границы цен (G7) из-за их премиального качества, — сообщил один из источников, знакомый со сделками на индийском нефтяном рынке.
Однако Индия и Китай продемонстрировали, что они не готовы принимать нефть, поступающую с танкеров, попавших под санкции, и начали искать замену российской нефти.
Отсутствие российских арктических сортов нефти на рынке, вероятно, приведет к росту цен на флагманскую американскую нефть WTI, которая также является легкой, сказал один из трейдеров на азиатском нефтяном рынке.
Индия сократила закупку американской нефти после того, как несколько лет назад начала выкупать дешевые российские баррели с рынка, но источник на одном из индийских нефтеперерабатывающих заводов сообщил, что его компания рассматривает возможность закупки большего количества американской нефти.
РФ без экспорта и импорта собственной нефти
Как указывает Reuters, поскольку все объемы нефти из арктических проектов предназначены для экспорта, не существует никакой логистической системы для ее подачи в российскую внутреннюю нефтепроводную систему.
— Это означает, что если не будет покупателей на эти сорта нефти, объемы придется хранить в плавучих хранилищах либо Газпром нефть будет вынуждена сократить добычу на обоих проектах, — сказали источники информагентства.
Один из источников сообщил, что, хотя существует возможность отправить часть поставок этих сортов морем на некоторые нефтеперерабатывающие заводы на юге России, это может быть дорогостоящим и ограниченным по объемам.
Поставки нефти с Варандейского терминала Лукойла технически можно было бы отгружать непосредственно с терминала прямо на международные рынки. Однако стоимость таких поставок будет выше и компании потребуется время, чтобы доставить в регион запасные танкеры, сообщил один из источников.