Венгрия угрожает Украине из-за языка в образовании. Чего добиваются венгры?

Что сказала Венгрия
В венгерском правительстве говорят, что больно ударят по Украине в будущем. Об этом заявил глава МИД Венгрии Петер Сиятро.
— Венгрия будет блокировать любые инициативы, выгодные Украине, в международных организациях, особенно в ЕС, — пообещал венгерский министр.
Он также добавил, что закон Об образовании, который подписал президент Петр Порошенко, далек от Европы.
Это не первая реакция на изменения в украинском образовании. Ранее, 7 сентября, в венгерском правительстве заявили, что закон Об образовании — удар в спину Венгрии, который сильно нарушает права венгерского меньшинства.
В чем проблема
По мнению венгров, украинский закон Об образовании нарушает интересы 150-тысячного венгерского меньшинства на Закарпатье.
Венгерское правительство заявляло о решительных мерах, которые бы не допустили вступления в силу украинского закона.
Однако президент Петр Порошенко все равно подписал принятый 5 сентября Верховной Радой закон Об образовании. Вот, как прокомментировала это Администрация президента:
— Принятие этого закона позволит провести глубокую всеобъемлющую образовательную реформу, которая повысит качество образования и конкурентоспособность молодого поколения на рынке труда. Он обеспечит реальные шаги к включению Украины в европейское образовательное пространство.
В Венгрии же говорят, что, наоборот, эта реформа противоречит европейским ценностям.
— Недопустимо, что Украина лишила венгров права учиться на родном языке в школах и университетах и оставила им возможность делать это в детских садах и начальных классах, — сказал венгерский министр иностранных дел.
О чем на самом деле закон
Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич объяснила суть закона. По ее словам, базовый язык — украинский, а язык национальных меньшинств только в пределах необходимых для выполнения профессиональных обязанностей в условиях меньшинств.
— Например, если врач попадает в венгерское меньшинство, то он должен говорить на венгерском языке, чтобы общаться со своим пациентом, — рассказала она.
Министр уточнила, что таким образом будет происходить продвижение украинского языка, а не отбираться право на языки меньшинств.
— Сейчас самая худшая проблема в школах нацменьшинств такова: они изучают все предметы на языке национальных меньшинств и несколько часов украинский язык. В результате, например, в венгерских школах дети, заканчивая школу, вообще не знают украинский язык, — рассказала Лилия Гриневич.
По ее словам, должно быть наоборот: большинство предметов должны преподаваться на украинском языке.
— Мы обязываем даже при получении профессионально-технического и высшего образования нацменьшинства дополнительно изучать украинский язык, если они ее не знают, — отметила министр.
То есть, закон Об образовании не запрещает языки национальных меньшинств, а дополняет их обязанности, среди которых — знание украинского языка.
— Нацменьшинства требовали, чтобы мы акцентировали, что им обеспечивается право на изучение языка. Это прямая норма Конституции. Мы это написали, — резюмировала Лилия Гриневич.
Зачем Венгрии все это
Политтехнолог Тарас Березовец в Facebook объясняет, что угроза заблокировать сотрудничество с Евросоюзом — это не украинская проблема, а головная боль ЕС.
По его словам, задача евробюрократов — это привести в чувство венгров, учитывая количество популизма в венгерском правительстве Виктора Орбана и оскорбления официального Брюсселя со стороны Будапешта.
По мнению эксперта, позиция Венгрии объясняется достаточно прагматичными интересами:
— Они успели поссориться с языковой темой и с румынами, и со словаками. Чего добиваются венгры? Они хотят учить этнических венгров, граждан Украины только на венгерском, но за счет бюджета Украины. Готовя для себя рабочую силу в другой стране, не тратя ни копейки.
Тарас Березовец прогнозирует, что Евросоюз поставит на место Венгрию, ведь в этом конфликте Брюссель не будет поддерживать венгров.