
Выборы в Украине 2019 состоятся уже в воскресенье. Официально предвыборная кампания стартовала 29 декабря (хотя это не помешало некоторым кандидитам активизироватся заранее). Баталии за президентский пост подходят к концу, становясь иногда более отчаянными и жестокими.
За три месяца мы увидели многое — и неожиданное заявление Владимира Зеленского в новогоднюю ночь, и события исторического значения (получили томос), и, традиционно, грязные обвинения друг друга, громкие расследования о кандидатах и непредсказуемые объединения оппонентов.
Накануне выборов Факты ICTV подводят итоги — сколько денег потратили кандидаты, насколько горячей была кампания 2019 года, чем она отличалась от прошлых и какие особенности имела.
Сколько стоит стать президентом?
Итоги начнем с финансового аспекта. Из бюджета Украины на первый тур было выделено около 1,5 млрд гривен — за эти деньги работает ЦИК, печатаются бюллетени, содержатся участки и др.
Кроме того, что каждый из кандидатов в президенты заплатил по 2,5 млн залога в ЦИК, немалая сумма ушла на рекламу, агитационные материалы, работы штабов и др. Все это должно финансироваться из специальных фондов. 18 марта кандидаты подали в ЦИК декларации с затратами.
Так, избирательный фонд Петра Порошенко — самый большой среди всех. Он составляет 415,5 млн гривен.
Почти на треть меньше потратила Юлия Тимошенко — 164 млн гривен.
Владимир Зеленский, по сравнению с другими, экономил — его фонд составил 95,4 млн гривен. Но это не сравнится со скромным фоном Юрия Бойко — 47,3 млн.
Анатолий Гриценко в свою очередь потратил 101,9 млн гривен, а Олег Ляшко, для сравнения — 83,9 млн.
Какой была предвыборная кампания?
К нынешним выборам часто применяли слово “рекордные”. Сначала 90 человек подали документы в ЦИК, правда осталось только 44, из которых еще 7 снялись в пользу других лиц. Как следствие, имеем рекордной длины бюллетень — 80 см. Средства на избирательную кампанию из бюджета также превышают прошлогодние расходы на 20%.
Политический эксперт Александр Антонюк характеризует кампанию 2019 как наиболее эмоциональную за всю историю, с избыточным количеством технических кандидатов и слишком низким уровнем смысловой нагрузки.
— Основными инструментами борьбы между кандидатами были заявления и компроматы. А вопросы развития, полномочий и мировоззрений не превышали 10%.
Почти не было и коммуникации с внешним миром, — отмечает эксперт.
— Когда мы смотрим за конкуренцией в США, Германии или Франции — к нам доходит и их проблематика, и их интересы. Внешний мир вряд ли что-то понял в риторике политиков, особенно лидеров гонки, кроме того, что у нас большая коррупция.
Еще одна особенность нынешних выборов — низкие рейтинги кандидатов (наибольшую поддержку имеет Зеленский, а это лишь 17,8%). Более того, 59% граждан не верят в то, что выборы пройдут честно.
— Если сравнивать с 90-ми и началом 2000-х, то на сегодня избирательная кампания — на подростковом уровне. Мы видим безответственность и, как результат, большое недоверие к политическому классу как таковому. Более 70% населения политикам не доверяет. Отсюда и низкие рейтинги, даже у лидеров гонки, — комментирует Антонюк.
Избирательная кампания Петра Порошенко
По последним исследованиям КМИС, действующий президент имеет 11,7% поддержки. Причем его электорат — в основном люди старше 30 лет (13-15%). В то время как до 30 лет его поддерживают только 7%.
Читайте: Как проголосовать на выборах 2019
Фактически, Порошенко начал свою кампанию с сентября-октября 2018 года, когда появился лозунг Армия! Язык! Вера!.
Весомое достижение президента, которое совпадает с началом кампании, — получение томоса.
— Томос свой эффект дал — это волна патриотизма и поддержки церкви. Для имиджа — это исторический шаг и оспорить этот факт нельзя.
Среди недостатков кампании Порошенко эксперт называет негативную риторику в сторону Тимошенко.
— Постоянные атаки по своему конкуренту, Юлии Владимировне, и использование приемов “ниже пояса” не добавляют ему и его команде баллов. Возможностей у действующего президента гораздо больше, чтобы держать тот уровень, который он задал, став первым англоязычным президентом в коммуникации с международными сообществами.
Избирательная кампания Юлии Тимошенко
За три дня до выборов Юлия Тимошенко имеет 8,3% поддержки. Молодежь поддерживает ее еще меньше, чем Порошенко — на уровне 3%. Электорат Тимошенко — это преимущественно люди старше 45 лет.
Юлия Тимошенко свою кампанию запустила еще летом. И была тогда лидером соцопросов. Однако, чем ближе к выборам, тем ниже опускается ее рейтинг.
— Есть несколько аспектов, которые не дали ей возможности дальше развернуться — возрастной ценз, политический бекгрануд, который она наработала за годы пребывания в политике, слишком мощная эмоциональность и непоследовательность в своей риторике, — рассказывает Александр Антонюк.
Избирательная кампания Владимира Зеленского
Неизменно лидирует в рейтингах Владимир Зеленский. Сейчас его рейтинг — 17,8%, по данным КМИС. Причем его электорат — это как раз молодежь (45%).
— Его высокий рейтинг немного “дутый”. 20% среди населения — это только динамика и тенденция. Это не означает, что люди будут голосовать. Более того, избиратель Зеленского не столь мотивирован, как избиратель Петра Алексеевича или Юлии Владимировны. Это другая мотивация и другая коммуникация с избирателем, — объясняет эксперт.
Одним словом, кандидаты отчаянно боролись за каждый процент своего рейтинга. Впрочем, в то время, как предвыборная кампания перед первым туром подходит к концу, сразу начинается следующая — вот-вот мы узнаем имена кандидатов, которые вступят в трехнедельный поединок за президентское кресло. Запасаемся попкорном, потому что будет жарко.
И не забудьте 31 марта на выборах президента Украины 2019 проголосовать за своего фаворита. Помните, что вы голосуете за изменения, за свое будущее и за будущее государства.
А если вы еще сомневаетесь, Факты ICTV писали, почему важно идти на выборы.
Лилия Ященко