PCEtLSDQndC1INC00L7QsdCw0LLQu9C10L3QsCDRgNC10LrQu9Cw0LzQvNCwIGZ1bGxzY3JlZW4gLS0hPg==
ФАКТЫ iPad / iPhone ФАКТЫ Android

Как Макс Поляков делает космос доступнее

Предприниматель и инвестор родом из Запорожья Макс Поляков делает весомый вклад в развитие аэрокосмической промышленности.

Как Макс Поляков делает космос доступнее

В марте 2019 года частная аэрокосмическая компания Firefly Aerospace успешно провела испытание двигателя первой ступени для космической ракеты Firefly Alpha. Тест проводился на специальной площадке в США.

Горизонтальная площадка, на которой проводилось испытание, находится Бриггсе, штат Техас. На ней было установлено оборудование, способное собирать данные работы двигателя и анализировать ее параметры. По словам генерального директора Firefly Aerospace Тома Маркусика, ракета-носитель Alpha будет оборудована тремя такими двигателями во время своего пуска в конце 2019 года.

Этот 60-секундный тестовый запуск – не только очередной шаг к развитию космических технологий в мире, но и знаменательное событие для Украины. Ведь Firefly Aerospace имеет украинские корни. Ее основатель – Макс Поляков, предприниматель и инвестор родом из Запорожья.

Возрождение производителя космических ракет

Ракета-носитель Beta компании Firefly Aerospace

В 2017 году американский производитель ракет-носителей Firefly Space Systems испытывал серьезные трудности с финансированием. Компания оказалась на грани банкротства. Макс Поляков решил возобновить работу Firefly и помочь с финансами для запуска первых двух ракет-носителей.

С тех пор компания называется Firefly Aerospace. Инвестиции Полякова избавили Тома Маркусика от необходимости  постоянного поиска денежных средств и позволили сосредоточиться на технических вопросах Firefly.

Кроме денег, Макс Поляков принес в компанию видение успешного бизнесмена и обширные знания о быстро меняющейся аэрокосмической отрасли. В Китае, Соединенных Штатах и других странах мира десятки компаний разрабатывают новые, более дешевые ракеты для запуска малых и средних спутников.

Проанализировав конкуренцию на рынке, Макс Поляков пришел к выводу, что изначальная грузоподъемность ракеты-носителя Firefly Alpha (примерно 400 кг на низкую околоземную орбиту) была чрезвычайно мала для нужд организаций, потенциально заинтересованных в запуске малых спутников.

Например, у Rocket Lab на тот момент уже была похожая ракета, оборудованная ускорителем Electron, но стоимость одного запуска была слишком высокой. Клиенты должны были заплатить $25 тыс. за вывод на орбиту один кг груза. Максим Поляков решил, что Firefly Alpha должна быть экономичнее и больше.

Инженеры Тома Маркусика с Firefly Aerospace установили на ракету более мощные двигатели с целью повысить ее грузоподъемность. Они также упростили дизайн. Отказавшись от клиновоздушного ракетного двигателя, инженеры вернулись к более традиционным соплам и системе подачи топлива с помощью турбонасосов.

Таким образом, Макс Поляков и Том Маркусик полностью пересмотрели стратегию развития компании и взяли курс на увеличение эффективности разработок. В результате – ракета-носитель высотой 29 метров с одним двигателем Lightning верхней ступени и четырьмя двигателями Reaver первой ступени, которые работают на керосине (RP-1) и жидком кислороде.

Обновленная Firefly Alpha может поднять на орбиту груз в одну тонну при стоимости в $15 тыс. за килограмм.

Планы руководства аэрокосмической компании

Команда Firefly Aerospace в Остине, Техас

Кроме Альфы, Firefly Aerospace Максима Полякова также разрабатывает ракету-носитель легкого класса Beta. Основная цель компании – предоставить космической индустрии доступ к частным запускам по наименьшей цене за килограмм груза. Это позволит реализовать амбициозные коммерческие и исследовательские миссии от низкой околоземной орбиты до Луны.

Компанию, расположенную недалеко от Остина, штат Техас, фактически финансирует инвестиционный фонд Noosphere Ventures, управляющим партнером которого и является украинец Макс Поляков. Слово “Ноосфера” в названии фонда неспроста.

Этот термин придумали парижские философы и ученые в 1920-х годах. Он обозначает сферу человеческого мышления и сознания, что влияет на развитие жизни на Земле.

Firefly Aerospace собрала команду из лучших инженеров в отрасли космических технологий. В совет директоров аэрокосмической компании входит Джон Изелла – в прошлом старший технический советник NASA в Космическом центре имени Кеннеди.

Опытные специалисты необходимы компании, ведь она интенсивно готовится к коммерческим запускам. В декабре 2018 года в Firefly подписали контракт на сотрудничество со Spaceflight – компанией, которая помогает бизнесам планировать их космические миссии.

Firefly и Макс Поляков намереваются выйти на новый уровень создания малых спутников. Лесли Ковач, вице-президент Firefly по развитию бизнеса, заявил, что расширенные возможности, предлагаемые малыми спутниками нового поколения, делают уникальные технологии космического базирования более доступными.

С его слов, недорогие коммерческие запуски позволят компаниям по всему миру использовать общий ресурс низкой околоземной орбиты. В свою очередь сами игроки нового космоса, также известного как NewSpace, получат возможность увеличить количество клиентов и повысить доходы для успешного выполнения своих бизнес-планов, благодаря растущей конкуренции.

Новый завод

Компания Макса Полякова Firefly Aerospace планирует построить новый завод

Команда Firefly Aerospace собирается открыть новый завод по производству своих ракет-носителей в регионе Space Coast (Космическое побережье) на мысе Канаверал, штат Флорида. Об этом 22 февраля 2019 года заявил генеральный исполнительный директор Firefly Том Маркусик.

По его словам, на этом заводе компания сможет производить 24 Альфы в год, но проектировался он так, чтобы можно было легко  увеличить производство до 100 ракет в год. Компания присоединится к SpaceX, Blue Origin, производителю спутников OneWeb и ряду других компаний, положивших начало новой главе в освоении космоса.

Представитель американского правительства Рон Десантис заявил, что открытие нового завода по производству космических ракет хорошо повлияет на экономику и освоение космоса в целом.

Новый завод Firefly Макса Полякова – это еще один шаг к главной цели компании – запускать в космос малые спутники за намного меньшую цену по сравнению с большими ракетами от SpaceX или United Launch Alliance. Представители компании сообщают об уже запланированных запусках на сумму $1,3 млрд.

Ранее компания заявляла агентству Space Florida, что планирует инвестировать $52 млн в свой завод и оборудование для стартовой площадки. В ноябре прошлого года совет директоров Space Florida вел переговоры о том, чтобы выделить на этот проект государственное финансирование в размере $18,9 млн, что может обеспечить 239 рабочих мест с ожидаемой средней годовой оплатой $70 тыс.

Ракета-носитель Alpha компании Firefly Aerospace Макса Полякова

Space Florida одобрила проект Firefly Макса Полякова под кодовым названием Проект Марикопа. Директор Космического института Флориды Рэй Луго заявил, что Firefly заменит устаревшую ракету легкого класса Пегас (Pegasus), разработанную еще в 1990-х годах компанией Orbital ATK.

– Firefly занимает нишу недорогих запусков. Рынок насыщен тяжелыми ракетами-носителями, которые производят NASA, SpaceX и Blue Origin. Ниша легких ракет была заполнена “Пегасами”, но они становятся слишком дорогими, – сказал Рэй Луго.

Из-за выгодного географического расположения и близости к океану NASA выбрали Флориду как место для запуска ракет. Исторически космическая промышленность региона развивалась именно в этом направлении. Однако приход еще одной компании-производителя ракет Firefly с высокооплачиваемыми рабочими местами сможет дать большой толчок развитию космической отрасли во Флориде.

Рэй Луго также хотел бы, чтобы во Флориде появилось производство спутников.

– Нам нужно больше производителей спутников и летательных аппаратов. Создание спутников – это стабильный бизнес, который поможет преодолеть периоды низкого спроса, если количество запусков ракет будет недостаточным, – говорит он.

От поиска талантливых инженеров компания Максима Полякова переходит к стратегии взращивания собственных специалистов. По словам финансового директора Firefly Марка Ватта, в Техасе компания запускает специальную образовательную программу Firefly Academy.

Вложив $1 млн в техасскую программу, компания также планирует запустить подобную инициативу и во Флориде. Такой подход в долгосрочной перспективе позволит им эффективно управлять человеческими ресурсами и оперативно выполнять задачи бизнеса без траты времени на поиск ценных кадров.

По словам директора NASA Florida Space Grant Consortium (NFSGC) Джейдипа Мукерджи, производители ракет, которые строят свои заводы во Флориде, также предоставят огромные возможности для обучения студентов аэрокосмической отрасли.

– Я хотел бы, чтобы студенты проходили практику в этих компаниях. Подобные бизнесы также будут нанимать сотрудников из местного кадрового резерва, а это очень выгодно для студентов, – сказал Мукерджи.

Директор NFSGC добавил, что присутствие во Флориде производителей ракет открывает возможности для научных экспериментов на базе университетов. В особенности это касается ракет легкого класса, таких как создает Firefly Максима Полякова.

По словам CFO Firefly Марка Ватта, запуск ракеты Alpha будет стоить $15 млн, в то время, как запуск Falcon 9 от SpaceX обходится в $62 млн. Работавший ранее в SpaceX Том Маркусик позиционирует Firefly как представителя второго поколения аэрокосмических компаний в эру Нового космоса.

Firefly Aerospace не сомневается в своем успешном будущем. Том Маркусик считает, что у компании, способной запускать ракеты в космос, всегда будут клиенты, тем более, когда стоимость одного запуска значительно ниже, чем у конкурентов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Загружается…

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка