Эвакуация на воде и суше: что происходит в Херсоне и как переживают люди дни потопа

Пятый день подряд Херсон и область страдают от потопа, который произошел в результате подрыва Каховской ГЭС российскими оккупантами ночью 6 июня.
По информации МВД Украины на 10 июня 9:00 известно, что из подтопленных территорий эвакуированы 2 588 человек. По предварительным данным, всего подтоплено 35 населенных пунктов (3 763 дома) на правом берегу Днепра, 14 — на временно оккупированном.
Также известно о погибших, травмированных и без вести пропавших.
Фактам ICTV удалось пообщаться с волонтерами Херсона, которые находятся в эпицентре событий. Они рассказали, что сейчас происходит в городе, показали кадры затоплений, а также поделились наиболее трогательными историями спасения.
Волонтер Борис Зуев говорит, первые дни были самыми тяжелыми и активными. Районы, которые ближе к воде, топило на глазах. Все очень быстро сгруппировались, стали вывозить людей, животных. В общем — каждый делал, что мог.
— В следующие дни схема уже стала более понятной. С утра все приезжают к воде и продолжают свою работу — ездят, смотрят улицы, возможно, кто-то где-то остался, возможно, что те люди, которые не хотели эвакуироваться, все же принимают решение уехать или же говорят о своих потребностях, — рассказывает Борис.
Сейчас затопленные районы выглядят страшно — будто апокалипсис из фильмов ужасов. Крыши домов, верхушки деревьев и вокруг — вода.
— Проплывая по улицам, которые больше всего затопило на правом берегу Херсона, можно увидеть уже перекошенные дома, постройки в несколько этажей. Это я не говорю о тех, которые вообще унесло. Вода дает о себе знать, — рассказывает волонтер.
Районы подальше от воды пострадали меньше. Есть те, где зацепило только какую-то часть. В целом, добавляет, каждый день сейчас очень активный. Много помощи не только от местных, но и от приезжих — это также волонтеры и просто разные люди из разных городов.
Несмотря на критическую ситуацию в городе из-за теракта, который совершили российские оккупанты, они неустанно обстреливают город с того берега — эвакуационные маршруты, дома, людей. Сильный обстрел был 8 июня. Тогда они как раз вышли из воды, и сзади них был прилет в жилой дом.
— Они стреляют прямо во время эвакуации… В Херсоне сейчас происходит беда, наша большая общая беда. Что на том берегу с людьми — думать даже страшно, — отмечает Борис.
Говорит, скольких людей и животных уже эвакуировала именно их бригада — не знает, они не считают. На лодке сначала могло быть по 5-7 людей, сейчас по 1-2. Где кого находили, находят, там и забирают.
Выезжать из своих домов хотят не все, в большинстве это люди из многоэтажек, ждут, пока уйдет вода. В таком случае они просто просят помощи с продуктами, водой. Уже начали подвозить. Еще таким людям нужны пауэрбанки.
Также не перестают помогать людям на суше — с эвакуацией и гуманитаркой.
Говорит, самая яркая история спасения за эти дни — это когда их отправили за собакой, говорят: Там кто-то гавкает, нужно забрать.
— Мы приезжаем, открываем окно, а там женщина, мужчина, четыре собаки и кролик. В тот момент она обрадовалась и говорит: Вы за нами? — вспоминает Борис.
Добавляет, одна собака никак не хотела уезжать, пришлось к ним плыть ветеринару, которая дала укол, чтобы временно ее усыпить. В итоге — погрузили и забрали всех.
Историей поделился и экс-полицейский, а сейчас волонтер Максим Шешеня. Он просидел в плену у россиян 24 дня во время оккупации Херсона. Еще тогда понял, что они нелюди, но то, что они творят с городом и вообще сейчас, не укладывается в голове.
Говорит, удивляют люди, которые отказываются от эвакуации, но есть такие, которые потом передумывают. Так было во второй день потопа, в районе, где вода только начала подходить. В одном из домов было человек 60, большинство из которых все же решили выехать.
— Там была женщина, которую мы еле уговорили, лет 70, в теле, но очень боевая… Когда-то она приходила в наш волонтерский штаб и возмущалась, что никак ее очередь не дойдет, не помню, что именно она получала. Уже в лодке я ей говорю: Что вы там возмущались, мы же помогаем людям. А она: И я вас запомнила. Но она очень рада была, благодарила нас, приглашала потом в гости, — поделился Максим.
Волонтер Андрей Климин говорит, к сожалению, погибло много животных. Некоторые люди в суматохе забывали выпускать питомцев даже на улицу или спускать с цепи, открывать вольеры.
— Заезжаем в частные сектора, многоэтажные дома, где проверяем сараи, крыши… Одна бабушка не хотела уезжать, говорила, что это ее дом, стояла плакала. Осталась без жилья, без всего, что наживала. Уничтожили все человеческие мечты и надежды, — делится Андрей.
Добавляет, нужно просто видеть глаза людей, которые прощаются со своим домом. Сложно в такой момент успокоить человека. В городе постоянные обстрелы, а сейчас оккупанты поняли, где проводится эвакуация, и бьют по этим местам.
Помимо эвакуации, есть и другие важные дела, которыми занимаются волонтеры. О них нам рассказал волонтер Херсона Игорь Черный — речь идет о психологах, которые оказывают первую психологическую помощь.
— Психологи у нас были всегда, поскольку с людьми нужно общаться и после обстрелов. Мы координируем, смотрим, кому нужна помощь, поэтому сейчас психологи направлены на тех, кто пострадал от потопа. У людей травма, они потеряли жилье, потеряли все, — говорит он.
Добавляет, действительно много неравнодушных людей, которые оказывают разнообразную помощь. Много представителей приютов для животных, которые также очень помогают и забирают питомцев к себе.
Стоит отметить, что уровень воды начал потихоньку падать, однако ее все же еще очень много. Сколько понадобится времени, чтобы вода полностью ушла — неизвестно, но беды эта катастрофа принесла много.
В свою очередь хотим выразить благодарность всем волонтерам, ведь они делают большую и важную работу!
