В чем опасность российских фейков и как они влияют на сознание людей

Ежедневно Россия с помощью медиа, телевидения и соцсетей создает и распространяет сотни фейков об Украине и ВСУ, чтобы дискредитировать власть и Силы обороны в глазах украинцев и западных партнеров.
Оккупанты используют все, что только возможно, создают фейковые фото, видео и аудио с помощью искусственного интеллекта, вырезают фразы из интервью политиков и искажают информацию под нужным для них углом.
С каждым днем становится все сложнее понять, настоящее ли то или иное фото или видео.
Поэтому Факты ICTV запустили спецпроект о борьбе с фейками. Вместе с ведущими украинскими специалистами в сфере борьбы с дезинформацией мы подробно раскроем тему вражеских фейков и ИПСО.
Покажем, как проверить фото, видео или аудио на подлинность. Поговорим о тенденциях и нарративах оккупантов и в чем опасность фейков и манипуляций, почему не стоит верить всему, что пишут в интернете, а также как этому противодействовать.
В третьем материале нашего цикла статей мы расскажем о тенденциях и нарративах, которые Россия использует в создании фейков, а также о том, какие категории населения наиболее подвержены российским информационно-психологическим спецоперациям.
Тенденции и нарративы РФ в создании фейков
Почему РФ распространяет фейки об Украине за рубежом
Как российские фейки влияют на общество
Тенденции и нарративы РФ в создании фейков
Основное, на чем базируются фейки российской пропаганды – это так называемые вечнозеленые нарративы, которые системно повторяют на протяжении многих лет, рассказывает аналитик VoxCheck Алина Тропинина.
Эксперт отмечает, что россияне создают мифы о черной трансплантологии, тайных американских биолабораториях, нацизме, подконтрольности Западу, российских версиях различных исторических событий и так далее.
– О них не забывают и сейчас, что мы видим на примере интервью Путина, – говорит Тропинина.
В условиях полномасштабного вторжения сформировались и новые нарративы — например, о якобы перепродаже западного оружия.
Нарративы подпитываются реальными или вымышленными информационными поводами.
– Например, в течение 2023 года во время мониторинга европейских пророссийскихмедиа мы заметили распространение новых тезисов о том, что это якобы Запад давил на Украину, чтобы она отказалась от переговоров, и что Россия, в отличие от Украины, якобы демонстрирует готовность к ним. И периодические призывы к компромиссу. Сейчас очередную волну запустило интервью Путина Такеру Карлсону, где тема переговоров была одной из ключевых, – добавляет аналитик.
Генеральный продюсер проектов Гражданская оборона и Антизомби на телеканале ICTV Оксана Дыхнич рассказывает, что российская пропаганда делится по основному принципу целевой аудитории.
А именно – на кого должен быть рассчитан тот или иной месседж.
– На внутрироссийскую аудиторию, на украинскую, на западноевропейскую или американскую, а может, на ближневосточную или тех, кто интересуется темой российско-украинской войны в Африке. А уже эти группы делятся на меньшие. Например: на военных и гражданских, на тех, кто поддерживает власть или придерживается оппозиционных взглядов, на тех, кто глубоко в теме или не очень разбирается в том, что там происходит и т.д.
По словам продюсера телеканала ICTV, для всех вышеперечисленных аудиторий можно выделить общие тенденции фейков Путина.
– По моему мнению, самая главная задача пропаганды РФ сейчас — это убедить всех заинтересованных в том, что в войне произошел конкретный перелом и сейчас комплекс имеющихся проблем с поставками оружия, финансированием, мобилизацией, моральным состоянием в стране, политическими спорами, изменениями в руководстве Сил обороны почти гарантированно в будущем приведет к капитуляции Украины. И убедить аудитории внутри Украины, а также наших западных партнеров, что ситуация дальше для Украины будет только ухудшаться.
Поэтому лучше всего – выйти на прямые переговоры с представителями страны-агрессора, что сейчас прямо запрещено законодательством Украины, – добавляет Дыхнич.
В Украине роспропаганда сосредоточена на нескольких основных месседжах:
- мобилизация: если тебя мобилизуют, то ты сразу попадешь на передовую и почти 100% погибнешь буквально в первую неделю. Генералам не жалко личный состав ради удержания рандомной лесополосы и т.д.;
- помощи Запада не будет, без нее Украине — конец;
- раскручивание темы несправедливости: одни воюют — другие воруют, воюют только бедные, Восток — страдает, Запад и Киев — гуляет.
– В этой ситуации самое главное помнить, что главной задачей украинских медиа является правдивое и последовательное освещение событий в Украине! Никоим образом не втягиваться в повестку РФ и выработать свои месседжи, основанные на реальной ситуации, а не отвечать на упреки пропагандистов РФ. Не догонять, а работать на опережение. Не оправдываться, а вести свою линию! Тем более, что наша линия — это правда, правда страны, которая борется за свою свободу и за свою землю, – отмечает Оксана Дыхнич.
Почему РФ распространяет фейки об Украине за рубежом
Россия создает фейки и распространяет их не только в РФ и Украине, но и за рубежом. Чтобы дискредитировать украинскую власть, ВСУ и украинских беженцев среди населения стран, которые поддерживают и помогают Украине.
Кремль делает это для того, чтобы уровень поддержки Украины снижался, в частности военной.
– И конечно, для оправдания своих действий. Корнями российская пропаганда происходит от советской пропагандистской машины, которая создавала политические мифы и фальсифицировала исторические данные для оправдания своих, в частности геополитических, решений. Это продолжает делать Россия, – говорит аналитик VoxCheck.
За рубежом распространяются следующие нарративы:
- конфликт зашел в тупик — надо договариваться;
- у нас самих множество проблем, прежде всего экономических — надо договариваться;
- Украина тоже в чем-то неправа, Путин хочет остановить войну — надо договариваться.
Как российские фейки влияют на общество
По словам Алины Тропининой, одним из приемов российской пропаганды является постоянное повторение одной и той же информации.
Это называют эффектом иллюзии правды или эффектом повторения — люди склонны воспринимать информацию как правду, если слышали ее несколько раз. Даже если само утверждение маловероятно или уже было опровергнуто.
В июне 2023 года при поддержке Международного фонда Возрождения VoxCheck вместе с компанией CBR исследовала способность общественности различать нарративы российской пропаганды.
Исследование проводили с 26 мая по 7 июня 2023 года методом интервью на онлайн-панели CBR Point, телефонных интервью и онлайн-интервью.
Специалисты опросили 1 466 респондентов из Украины и 327 респондентов из-за рубежа.
– Для выборки украинцев в Украине установлены квоты по полу, возрасту, региону и типу населенного пункта пропорционально структуре населения (учтена миграция в условиях полномасштабного вторжения). Квоты для украинцев за рубежом установлены по стране пребывания пропорционально доле беженцев в стране, а также по региону, в котором проживали в Украине до выезда за границу, – говорится в исследовании.
Респонденты оценивали набор проукраинских и пророссийских утверждений по 7-балльной шкале, насколько, по их мнению, каждое из них соответствует действительности.
Также они определяли частоту появления соответствующих нарративов в информационном пространстве в течение последнего месяца.
Целевой аудиторией исследования были украинцы в возрасте 18-70 лет, проживающие в Украине или находящиеся за рубежом (Польша, Чехия, Германия, Великобритания, Испания, Италия, Франция, Словакия и др.).
- 43% опрошенных в Украине и 36% за рубежом не согласились с утверждением: В Украине малораспространенная нацистская и/или неонацистская идеология;
- 29% опрошенных в Украине и 35% за рубежом не согласились с утверждением: Революция достоинства в Украине 2013-2014 года НЕ была государственным переворотом;
- 26% опрошенных в Украине и 29% за рубежом согласились с утверждением: Россия в Украине воюет против Запада/НАТО;
- 25% опрошенных в Украине и 29% за рубежом согласились с утверждением: Запад использует Украину в собственных целях в войне с Россией;
- за рубежом 32% опрошенных согласились с утверждением: В Украине притесняют русскоязычных.
Наиболее уязвимой является аудитория, которая лояльна к так называемым экспертам, распространяющим тождественные пророссийским тезисы, рассказывает Тропинина, например, подписчики Такера Карлсона.
– Потому что если они доверяют этим псевдоэкспертам по одному вопросу, они, вероятнее всего, будут прислушиваться к ним и по другим вопросам, – отмечает эксперт.
Вера в российскую пропаганду идет рядом с недоверием к официальным медиа и коммуникациям власти, поэтому это влияет на их поведение как избирателей. Кроме того, вера в российские фейки может способствовать ухудшению отношения к украинским беженцам.
На Youtube-канале Фактов ICTV выходит проект Антизомби. Еженедельно журналисты-расследователи в своих видео развенчивают фейки и подсказывают аудитории, как их распознавать самостоятельно.
В следующих материалах Факты ICTV расскажут, в чем опасность фейков и манипуляций РФ в Украине и мире, и о том, повлияют ли избирательная кампания в США и выборы в ЕС на создание новых российских ИПСО. Не пропустите!