Повестки, учет, положение об осужденных и санкции в отношении уклонистов: главное из закона о мобилизации

11 апреля Верховная Рада поддержала законопроект о мобилизации №10449 во втором чтении. Какие изменения были включены в документ — об этом Фактам ICTV эксклюзивно рассказали юристы и члены Ассоциации юристов Украины Владимир Романчук.
- Когда вступает в силу закон о мобилизации
- Демобилизация и увольнение со службы
- Определение мобилизационного возраста
- Замена срочной службы базовой
- Содействие местной властью мобилизации
- Обновление данных в ТЦК
- Е-кабинет военнообязанного
- Повестки
- Санкции в отношении уклонистов
- Мобилизация осужденных
- Мобилизация и прохождение базовой службы для женщин
Когда вступает в силу закон о мобилизации
Новый закон о мобилизации 2024 может вступить в силу уже в конце мая этого года.
До этого документ должен детально изучить, а после подписать президент Украины Владимир Зеленский. На это у него есть 15 дней со дня принятия соответствующего законопроекта Верховной Радой
— Президент оставляет за собой право наложить вето на законопроект 10449. Возможно, глава государства скажет, что ему изменения в законе о мобилизации не нравятся, дорабатывайте его и наложит вето. Тогда Верховной Раде придется переголосовать, — объясняет юрист LCF Law Group, член Ассоциации юристов Украины Владимир Романчук.
Через месяц со следующего дня обнародования нового законопроекта о мобилизации в газете Голос Украины и в Ведомостях Верховной Рады Украины он вступит в силу.
— Не все пункты закона о мобилизации начнут действовать с момента обнародования закона о мобилизации. В нормах закона по некоторым из них устанавливаются конкретные сроки, после которых они начнут действовать. Также в конечных положениях закона установлены определенные сроки. Поэтому нужно смотреть определенную норму, которая интересует, отдельно, — говорит Владимир Романчук.
Так, например, положения абзацев 12 и 13 подпункта 2 пункта 8 раздела I документа (о внесении изменений в части четвертой и пятой статьи 6 Закона Украины О мобилизационной подготовке и мобилизации) вступят в силу через 8 месяцев со дня, следующего за днем опубликования закона о мобилизации 2024.
Сейчас ни одно из изменений в законе о мобилизации не начало действовать.
Демобилизация и увольнение со службы
Демобилизация после 36 месяцев службы была вычеркнута из изменений в законе о мобилизации.
— Здесь надо учесть письмо главнокомандующего ВСУ, в котором отмечается, что демобилизация существенно снижает обороноспособность Украины и потенциал ВСУ. И с одной стороны это можно понять, а с другой стороны — люди, которые воюют 36 месяцев и больше. Им от этого явно не легче, они на пределе своих возможностей, — говорит Владимир Романчук.
В то же время увольнение со службы не убрали из нового закона о мобилизации. Речь идет о четко определенных основаниях таких, как, например, пребывание в плену, соответствующая группа инвалидности и прочее.

— Это действительно негативный момент для военных, которые защищают нашу страну достаточно долго, однако для других лиц — нет, поскольку темпы мобилизации будут не такие высокие, как могли быть в случае необходимости создавать резервные подразделения для проведения оперативной ротации или мобилизации военнослужащих, которые там находятся. Но это не решение проблемы, — добавляет юрист.
Определение мобилизационного возраста
Положительным моментом ЗУ о мобилизации 2024 Владимир Романчук считает окончательное определение мобилизационного возраста.
— Ранее законом не было определено, можно ли, если человек в 18 лет прошел базовую военную службу, получил специальность, его мобилизовать в 19 лет. Запрета не было, теперь есть, а мобилизация возможна до 25 лет только по собственному желанию, — добавляет юрист.
Замена срочной службы базовой
Гражданские люди начнут проходить базовую военную службу с 2025 года, независимо от подписания законопроекта в 2024 году.
— Базовая военная служба должна стать альтернативой срочной службе, которая не проводится в условиях военного положения и в целом является достаточно архаичной и устаревшей, поскольку обязывает молодых граждан вместо активного обучения или работы по сути потерять несколько лет на строевую подготовку в какой-то части. Срочная служба предусматривает, что в течение нескольких месяцев будет предоставлена гражданским лицам военно-учетная специальность и базовые знания о военном деле, — говорит Владимир Романчук.
По его мнению, то, что наши граждане будут иметь навыки тактической медицины и обращения с оружием является достаточно положительным моментом в условиях войны и постоянных угроз со стороны врага.
— Однако специфическим выглядят нормы закона о мобилизации в Украине, связанные с базовой военной службой, как, например, обязанность ее прохождения прокурорами или кандидатами на эту должность, если они к ней пригодны. Возникает вопрос, женщины также должны проходить базовую военную службу? Если нет — то не является ли это нарушением принципа равенства. Если да — то действительно ли для женщины-прокурора обязательным должно быть требование служить в армии, зачем это ей и т.д., — добавляет Владимир Романчук.
В целом концепция современная и правильная и является одним из положительных нововведений.
Так, согласно изменениям в закон о мобилизации, базовая общевойсковая подготовка будет проводиться в высших военных учебных заведениях, военных учебных подразделениях высших учебных заведений, учебных частях (центрах) ВСУ, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, правоохранительных органов специального назначения и Государственной специальной службы транспорта, учебных заведениях со специфическими условиями обучения, осуществляющих подготовку полицейских, а также в учреждениях высшего образования всех форм собственности.
Базовая общевойсковая подготовка включается в учебные планы высших учебных заведений всех форм собственности как отдельная учебная дисциплина.
Она начнется с 1 сентября 2025 года:
- для граждан, получающих высшее образование, — в учреждениях высшего образования всех форм собственности, а также учебных заведениях со специфическими условиями обучения, осуществляющих подготовку полицейских;
- для граждан, которые планируют поступить впервые на государственную службу или получить должность в органах местного самоуправления, прокуратура, а также других граждан (по желанию) — в учебных частях (центрах) ВСУ.
В частности, в законе о мобилизации 2024, на женщин обязанность прохождения базовой службы не накладывается.
— То есть, если женщины не являются военнообязанными — они не служили в армии, не заканчивали военную кафедру, то есть не имеют военно-учетной специальности, то проходить базовую службу не обязаны. Однако женщины смогут пройти военную службу по собственному желанию, — объясняет Владимир Романчук.
Но, если женщина захочет быть прокурором, то ей как минимум нужно будет пройти базовую военную службу. По другим специальностям пока такие требования не предусмотрены, хотя юрист не исключает той возможности, что изменениями в закон о мобилизации еще будут внесены дополнительные требования к другим профессиям. Прежде всего не понятно, будет ли обязательной базовая служба для женщин медицинской специальности.
Содействие местной властью мобилизации
В изменениях в закон о мобилизации эта норма не конкретизирована.
— По состоянию на сейчас, не известно, какой конкретно функционал будет дополнительно возложен на местные государственные администрации и органы местного самоуправления по мобилизации, — говорит юрист-волонтер горячей линии Ассоциации юристов Украины по вопросам, связанным с военной агрессией, ее последствиями и военным положением, адвокат АО ЮК АРЕС Евгений Промский.
Вероятно, содействие мобилизации со стороны данных органов власти будет заключаться в организационном (отправка информации о месте жительства/работы военнообязанных и т.д.) и материально-техническом (предоставление помещений, транспортных средств, работников для выполнения технических функций) обеспечении соответствующих процессов.
— Наверное, они должны будут помогать ТЦК устанавливать реальные места проживания граждан, возможно, предоставлять транспорт ТЦК для перемещения военнообязанных, мобилизованных лиц из территориального центра комплектования в центры распределения. Возможно, предоставлять какие-то другие услуги. Однако всем, я думаю понятно, что органы местного самоуправления задерживать лиц никоим образом не могут, — объясняет юрист LCF Law Group, член Ассоциации юристов Украины Владимир Романчук.
К тому же, он отмечает, что, возможно, местные государственные органы, администрации будут помогать работникам ТЦК распространять повестки, которые сейчас могут осуществляться с помощью, в частности, почтовой связи.
— На этом и все, в остальном закон их роль не уточняет. Однако по моему субъективному мнению это создает коррупционные риски, поскольку такие органы смогут, конечно, из-за случайных каких-то факторов, но кого-то в очереди передвигать подальше, кого-то в очереди перемещать поближе в контексте обеспечения прибытия граждан в ТЦК. Поэтому эта норма требует доработки, — добавляет Владимир Романчук.
Обновление данных в ТЦК
Так, например, граждане будут обязаны те, которые не актуализировали данные в течение 60 дней сделать это и прийти в ТЦК. И отсчет этих двух месяцев начнется с момента подписания президентом указа о продлении военного положения.
Это касается только военнообязанных — граждан мужского пола, состоящих на воинском учете, старше 25 лет, в соответствии с нормами законопроекта и тому подобное.
— Если это мужчина 60 лет или человек с инвалидностью, снятый с воинского учета, или 17-летний парень, или женщина — они не являются военнообязанными и им ничего обновлять не надо, — говорит Владимир Романчук.
По словам Евгения Промского, требование обновить свои данные касается в первую очередь тех лиц, которые не сделали этого после объявления мобилизации.
— Однако, заключительные положения содержат нормы, в которых указано, что граждане Украины, состоящие на воинском учете, обязаны в течение 60 дней со дня вступления в силу ЗУ о мобилизации 2024 уточнить адрес проживания, номера средств связи, адреса электронной почты (при наличии электронной почты) и другие персональные данные, — добавляет он.
Е-кабинет военнообязанного
Установили правила относительно регистрации в электронном кабинете призывника/резервиста, указав, что это не является обязательным моментом. Только для граждан, которые имеют такое желание.
По мнению Владимира Романчука, Е-кабинет военнообязанного достаточно удобный инструмент, однако хорошо, что законодатели принимают во внимание низкую цифровизацию части населения Украины.
Повестки
Фактически электронные повестки гражданам не будут отправлять, их в дальнейшем будут вручать в бумажном виде.
Со своей стороны член Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Федор Вениславский отметил, что повестки военнообязанные граждане будут получать, как и раньше — под роспись.
— Поэтому никаких негативных последствий, если повестка брошена в ящик, не будет, это не считается надлежащим получением повестки, — добавил он.
Однако, если человек не пришел в ТЦК по вызову, то ему отправят требование. Если же и его военнообязанный проигнорирует, то могут наложить соответствующие санкции.
Санкции в отношении уклонистов
В случае, если военнообязанное лицо не обновит данные в ТЦК, то его могут привлечь к административной ответственности за нарушение правил воинского учета или законодательства о мобилизации.
В рамках этого на человека могут быть наложены штрафные санкции в размере от 3400 до 5100 грн, повторно или в особый период — от 17 тыс. грн до 22 500 грн.
Также такие лица могут быть задержаны органами Национальной полиции по обращению ТЦК и СП, а на управление транспортными средствами — наложен запрет.
— Если военнообязанные граждане в течение 60 дней со дня подписания указа данные не обновят, то они нарушат свой долг, за нарушение которого ответственность установлена ст. 210 Кодекса Украины об административных правонарушениях, ст. 210-1, а также статьями 336 и 337 УК. Это на уровне уголовной ответственности для определенных категорий граждан, которая не так часто встречается и является более суровой мерой наказания, влечет за собой лишение свободы от 3 до 5 лет.
На уровне административной ответственности пока предусматриваются штрафы, а также дополнительные санкции, например, лишение права управлять транспортным средством. Как это все будет реализовываться пока не понятно. Однако можно предусмотреть — если лицо не прибыло в ТЦК, то работники этого территориального центра комплектования передают ФИО такого лица в МВД, а там уже аннулируют водительское удостоверение нарушителя. Это без суда будет происходит, — говорит Владимир Романчук.
Законопроект № 10449 не предусматривает конфискации авто у лиц, нарушающих правила воинского учета и законодательство о мобилизации. Речь идет исключительно о временном ограничении физического лица в праве управления транспортными средствами.
— Есть часть норм в ЗУ о мобилизации 2024, которые предусматривают военно-транспортную обязанность. То есть, если у вас есть автомобиль, который очень необходим для выполнения каких-то задач Силами обороны Украины, он может быть реквизирован ВСУ или другими подразделениями, выполняющими соответствующие задачи, но такая норма закона о мобилизации не может быть применена, если это единственный у человека автомобиль.
То есть, если у вас условно фирма, где стоит 10 бульдозеров, 5 экскаваторов и т.д. и ваше авто, у вас могут реквизировать несколько единиц инженерной техники. Однако, если вы водитель и у вас единственная машина, у вас ее забрать не могут, — объясняет Владимир Романчук.
Так же не могут забрать авто у людей, которые используют это транспортное средство для обеспечения своих жизненных потребностей, то есть если это необходимая составляющая их профессиональной деятельности.
— А относительно санкций — забирают не авто, а отнимают право им управлять, — отмечает юрист.
Механизм привлечения к ответственности, согласно изменениям в закон о мобилизации.
В случае невыполнения во время мобилизации гражданином обязанностей по уточнению учетных данных или неявки по повестке руководитель ТЦК и СП обращается в органы и подразделения, входящие в систему полиции, по осуществлению административного задержания и доставки такого гражданина в территориальный центр комплектования и социальной поддержки.
— В случае получения письменного ответа о невозможности осуществить административное задержание и доставку гражданина в ТЦК и СП, его руководитель в течение 5 дней со дня получения такого ответа направляет этому гражданину в бумажной форме средствами почтовой связи заказным письмом уведомление о вручении по адресу его местонахождения, места жительства или пребывания требование о выполнении обязанности военнообязанным, резервистом (далее — требование), — говорит Евгений Промский.
Требование, согласно изменениям в законе о мобилизации, это новый отдельный документ. Оно направляется человеку, если тот не явился по повестке (например) и полиция не смогла его доставить в ТЦК и СП.
Форма и содержание требования определяются Министерством обороны Украины.
Моментом вручения требования является:
- день вручения требования под расписку средствами почтовой связи;
- день проставления в почтовом сообщении отметки об отказе получить требование или отметки о невозможности вручения его лицу по другим причинам по адресу местонахождения, места жительства или пребывания такого человека, сообщенной этим лицом ТЦК и СП.
— В случае, если гражданин добровольно в течение 10 календарных дней со дня вручения требования не выполнил указанной в требовании обязанности (обязанностей), территориальный центр комплектования и социальной поддержки обращается в суд в порядке, установленном законом, относительно временного ограничения такого гражданина в праве управления транспортным средством во время мобилизации — на срок до выполнения или отзыва такого требования, — добавляет Евгений Промский.
Суд отказывает в удовлетворении заявленных истцом требований в случае, если истец не докажет существование обстоятельств и принятия мер, предусмотренных Законом Украины О мобилизационной подготовке и мобилизации.
Мобилизация осужденных
Закон о мобилизации в Украине имеет исключительно положения о возможности призыва таких лиц, но порядок освобождения их от наказания, условия этого и т.д. данным документом не предусмотрены.
— В очень многих аспектах законопроект является декларацией, а регулирование тех или иных норм будет проводиться путем внесения определенных изменений в законы или посредством создания подзаконных нормативно-правовых актов, инструкций, приказов, а также после подписания президентом Украины Владимиром Зеленским соответствующих указов и т.д., — говорит Владимир Романчук.
Он отмечает, что мобилизация заключенных лиц была запрещена действующим законодательством. Поэтому до вступления в силу данного документа и изменений к нему осужденных мобилизовать не могут.
— А если соответствующий законопроект подпишут с этой правкой о возможности мобилизации осужденных лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, то их будут мобилизовать по их собственному желанию и в случае, если они не совершили преступлений из определенного перечня, который прилагаются к этой норме, — объясняет юрист.
Не смогут мобилизоваться осужденные за:
- преступления против основ национальной безопасности Украины;
- умышленное убийство двух или более людей или соединенное с изнасилованием или сексуальным насилием;
- преступления против половой свободы (изнасилование, сексуальное насилие, развращение несовершеннолетних и т.д.);
- терроризм;
- вождение в нетрезвом состоянии, что привело к смерти нескольких человек.
К тому же, относительно привлечения к службе в ВСУ осужденных был разработан отдельный документ, поэтому даже после вступления в силу закона о мобилизации 2024 года заключенные лица смогут присоединиться к рядам украинской армии только после начала действия законопроекта № 11079-1.
— Верховная Рада 10 апреля приняла в первом чтении законопроект № 11079-1 о мобилизации осужденных. Данный законопроект принят только в первом чтении, поэтому по состоянию на сейчас мобилизация таких лиц невозможна. Кроме того, окончательная редакция данного законопроекта после прохождения им второго чтения может быть изменена, — говорит Евгений Промский.
Риски привлечения в ряды ВСУ осужденных заключается в возможном ухудшении криминогенной обстановки в силах обороны и обществе в целом.
— Практика привлечения осужденных к службе в ВСУ во время сложных политических или военных ситуаций не так давно была распространена и риски в этом контексте очевидны. Мы можем смотреть на нашего врага, когда у него был создан целый армейский корпус, который комплектовался значительной частью заключенных лиц и в момент нанесения такому соединению значительных потерь он повернул оружие против своего командования, захватил штаб в Ростове и поехал в сторону Москвы, сбивая самолеты и вертолеты, — высказывает мнение Владимир Романчук.
Однако создание подразделений исключительно из освобожденных с целью службы в ВСУ заключенных лиц не рассматривается в Украине — такие положения в изменениях в законе о мобилизации отсутствуют.

Кроме того, Евгений Промский считает, что есть коррупционные риски.
— Также существует возможность избежания осужденными наказания путем их направления для прохождения службы в тыловые части или вообще в рядах ВСУ они будут находиться только на бумаге, — говорит он.
Мобилизация и прохождение базовой службы для женщин
В новом законопроекте о мобилизации нет положений относительно мобилизации женщин. Также в документе на представительниц прекрасного пола обязанность прохождения базовой службы не накладывается.
— То есть, если женщины не являются военнообязанными, если они не служили в армии, не заканчивали военную кафедру, то есть не имеют военно-учетной специальности, то они не обязаны проходить базовую службу. Однако женщины смогут пройти военную службу по собственному желанию, — объясняет Владимир Романчук.
Однако, как отмечалось выше, если женщина захочет быть прокурором, то ей как минимум нужно будет пройти базовую военную службу. По другим специальностям пока такие требования не предусмотрены, хотя юрист не исключает того, что изменениями в закон о мобилизации еще будут внесены дополнительные требования и к другим профессиям. Прежде всего не понятно, будет ли обязательной базовая служба для женщин медицинской специальности.