Марта Бондаренко, редактор ленты
Мы возили гуманитарку, а они ждали РФ: полицейский о том, как помогали жителям Авдеевки

17 февраля 2024 года Россия оккупировала Авдеевку. В городе остались сотни наших граждан, которые с начала полномасштабного вторжения отказывались от эвакуации и были вынуждены жить в подвалах разрушенных домов.
Журналистка Фактов ICTV Наташа Тарчевская поговорила с одним из самых известных полицейских экипажа Белый ангел Геннадием Юдиным. Он рассказал о местных, которые ждали прихода российской армии, а также раскрыл новые детали из историй детей, которые остались в Авдеевке.
Последний визит в Авдеевку
— Расскажите о своем последнем визите в Авдеевку. Каким вы запомнили этот город?
— Наш последний заезд в Авдеевку состоялся 4 февраля. В городе уже шли бои, несколько улиц старой части Авдеевки были оккупированы. Гуманитарную помощь мы уже не везли, хотя еще планировалась доставка хлеба. В тот день, 4 февраля, наш экипаж Белый ангел вывез из города четырех гражданских.
— Вы чувствовали, что это может быть ваш, к сожалению, последний приезд в Авдеевку?
— Я сам из Авдеевки, я здесь родился и вырос. Это очень обидно. Но мы обязательно вернем наш город, будем заезжать сюда снова. Решением нашего руководства, ради нашей же безопасности, мы прекратили эвакуацию из города, а 17 февраля, как известно, наши войска оставили Авдеевку…
Местные в сюжетах пропагандистов
— О местных жителях, которые постоянно отказывались от эвакуации, и сейчас, учитывая сюжеты российских пропагандистов, понимаем, почему… Какими вы их запомнили?
— Только когда обстрелы разрушали дом или даже уносили жизни близких, тогда люди соглашались на эвакуацию. Были такие, что прямо говорили: Мы ждем Россию, у нас семья в так называемой ДНР.
Также были пожилые люди, которые отказывались из-за полного непонимания того, куда они могли бы уехать. Я понимаю таких людей. Мои родители в 2022 году также отказывались покидать Авдеевку, но, к счастью, удалось вывезти мать, а также родителей моей жены.
— После оккупации Авдеевки российские пропагандисты ежедневно публикуют все новые и новые сюжеты из разбитого города. Героями этих сюжетов становятся не “завезенные актеры”, а коренные жители Авдеевки — их узнают и идентифицируют. В своих “интервью” они поливают грязью все, что связано с Украиной. Не обошлось без упоминаний и о вашем экипаже Белый ангел.
— Да, это наши, местные. Которым мы помогали на протяжении двух лет войны. Город был небольшим: до 2014 года в Авдеевке проживало 35 тысяч жителей, после 2017-го (период обострения, — Ред.) около 20-25 тысяч.
По состоянию на 4 февраля, по официальным данным Авдеевской военной администрации, в городе оставалось 924 человека. Мы всех их знали, со всеми общались. После просмотра российских сюжетов… То, что они говорят, что Белые ангелы — чуть ли не “черные трансплантологи”, что мы детей и взрослых вывозили на органы… Что мы им не привозили гуманитарную помощь, мол, украинская власть о них забыла, а вот российская сейчас хорошо позаботится.
Дети в Авдеевке
— Тема детей в Авдеевке с начала полномасштабной войны стояла достаточно остро. Зимой 2023 года все украинские СМИ облетела информация о трагедии в семье Федоренко, когда в подвале одного из авдеевских домов остановилось сердце 6-летней девочки Элины. После оккупации ее родные (бабушка, дедушка и прадедушка) появились на экранах российских федеральных каналов, однако об умершей внучке не вспомнили ни разу. Помните ли вы эту семью?
— Я хорошо помню, что к этой семье часто приезжал и заботился наш друг, украинский волонтер Владислав Маховский. Он привозил им гуманитарную помощь и уговаривал эвакуироваться, хотел, чтобы девочка жила как можно дальше от постоянных взрывов.
В свое время, когда еще была милиция, я работал с прадедушкой Элины, его фамилия также Федоренко. Он был моим учителем и наставником. В сюжете оккупантов он ни слова не сказал о внучке, зато рассказал, что “Донбасс всегда был российским” и что он “ждал Россию”. Это очень обидно… Было больно смотреть.
— В 2023 году долгие месяцы украинские СМИ сообщали, что в Авдеевке ищут еще одного ребенка, остается еще один ребенок. Речь шла о подростке Илье Кузеле, которого так и не удалось эвакуировать. Сейчас этого мальчика уже показали на медиаресурсах оккупантов: он все время оставался в Авдеевке. Что вам известно об этой семье? Как может сложиться судьба Ильи под оккупацией?
— Помню его мать, Ирину Кузель. Мы неоднократно приезжали к ним по адресу, убеждали, чтобы они выезжали. Знаю, что это многодетная семья, и у Ильи есть старшие сестры. Одна из них живет в Ровенской области, другая — ближе к нам, в городе Покровск. В свое время они даже записывали видеообращение к матери, в котором просили отдать младшего братика под опеку на более безопасную территорию.
Наш экипаж Белый ангел трижды пытался убедить Ирину подумать о сыне и уехать. А потом она исчезла. В доме, где они жили с Ильей, никого не было, в магазине и на улицах города никто из соседей их больше не видел. Стало понятно, что они либо сбежали на подконтрольную россиянам территорию Донецкой области, либо погибли.
Но весной этого года я узнал Илью Кузеля в одном из пропагандистских сюжетов из Авдеевки. Сейчас ему, кажется, 12-13 лет… Я позвонил старшей сестре Ильи из Ровенской области – и она также его узнала на тех кадрах. Матери не было ни в сюжете (рядом с сыном), ни на связи: то есть, где эта женщина сейчас, точно неизвестно. Я искренне не понимаю, что должно произойти, чтобы мать два года (!) так держала ребенка в подвале.
Кроме этого, на том же видео я узнал еще одного ребенка — это 17-летняя девочка из Авдеевки. Россияне якобы “поздравляли ее с днем рождения”, а она рассказывала, как пряталась от украинских военных и полиции.
Эту девочку я помню еще с 14-летнего возраста, когда работал ювенальным полицейским в Авдеевке. Она училась в школе №1, где учительствовала некая Людмила Клева. Она, кстати, в этой школе открыла музей истории Авдеевки. Полицейских они встречали в вышиванках и с украинскими флагами. Сейчас эта учительница также под оккупацией, и также говорит, что ждала “русский мир” в Авдеевке.
Людмила Клева жила в старой части Авдеевки. Ей мы привозили гуманитарную помощь, которую она передавала остальным жителям своего дома. Меня лично она всегда поздравляла с праздниками, с Новым годом, с днем рождения
— Мы понимаем, что нельзя на всех жителей Авдеевки, которые остались в оккупации, ставить “клеймо коллаборанта”. Но те, кто рассказывают оккупантам всю эту ложь, кто уже получил паспорт страны-агрессора, кто откровенно плюет на все, что связано с Украиной — какого наказания заслуживают эти люди?
— Я думаю, каждый предатель будет наказан. Их никто не держал, лучше бы собрали вещи и ехали в Россию, ничего неприятного бы не произошло. Потому что когда они сначала говорят, что любят Украину, а потом такое рассказывают с рашистских телеканалов… Это очень обидно.
Наши правоохранительные органы, оперативные службы, фиксируют все эти факты. Все видео как доказательства сохраняются. Коллаборационисты понесут наказание согласно закону Украины. А Авдеевка — была, есть и будет украинской!