Пережила Холокост, но не агрессию РФ: в Мариуполе скончалась 91-летняя Ванда Объедкова

В Мариуполе погибла 91-летняя Ванда Объедкова, бывшая заключенная нацистского концлагеря в Биркенау.
Об этом на своей странице в Twitter сообщил музей Аушвиц-Биркенау.
— В возрасте 10 лет Ванда Семеновна Объедкова пережила немецкую оккупацию, прячась в подвале в Мариуполе. Через 81 год она скончалась в подвале — в том же городе, скрываясь от российских войск, — говорится в сообщении.
Больная и истощенная в последние две недели своей жизни, 91-летняя старушка не могла даже встать. Она умерла 4 апреля, но не от старости в своей постели, а как жертва ужасной войны ХХІ века, охватившей ее родной город.
— Мама не заслужила такой смерти, — сквозь слезы говорит дочь Объедковой, Лариса, спустя несколько часов после того, как вместе с семьей прибыла в безопасное место.
Она беспомощно наблюдала за тем, как угасала жизнь ее матери, оставаясь рядом с ней до последнего момента. После смерти матери Лариса и ее муж, рискуя жизнью, похоронили Объедкову в общественном парке, расположенном менее чем в километре от Азовского моря, под безостановочными обстрелами.
Ванда Объедкова родилась в Мариуполе 8 декабря 1930 года. Ей было 10 лет в октябре 1941 года, когда нацисты вошли в Мариуполь и начали облаву на евреев. Когда эсэсовцы пришли в дом семьи и забрали мать Ванды, Марию (Миндель), девочке удалось избежать ареста, спрятавшись в подвале.
— Она не могла кричать, это ее и спасло, — говорит Лариса.
Ванда Объедкова вышла замуж в 1954 году, когда Мариуполь был известен под советским названием Жданов, и провела в городе всю свою жизнь. В последние годы она жила с Ларисой.
— Мама любила Мариуполь, никогда не хотела уезжать, — говорит дочь.
Когда в начале марта начались обстрелы и бомбежки, семья перебралась в подвал соседнего магазина теплоснабжения.
— Не было ни воды, ни электричества, ни тепла — и было невыносимо холодно, — вспоминает она.
Лариса проводила все свое время, ухаживая за обездвиженной матерью, но “мы ничего не могли для нее сделать — мы жили, как животные”, рассказала она.
По ее словам, два снайпера заняли позиции возле ближайших источников воды, что делало каждый поход туда крайне опасным, помимо бомб, падающих с неба.
По словам дочери Ванды Объедковой, каждый раз, когда падала бомба, все здание сотрясалось, а ее мама постоянно говорила, что не помнит ничего подобного во времена Второй мировой войны.
21 марта стала известно, что в Харькове после попадания снаряда в многоэтажный жилой дом погиб 96-летний экс-узник нескольких концентрационных лагерей Борис Романченко, сообщила администрация мемориального комплекса Бухенвальд со ссылкой на его внучку. Это произошло 18 марта.
Фото: Auschwitz Memorial
Источники: Auschwitz Memorial, Chabad