Имеют ли право коллекторы звонить родственникам и как с этим бороться — ответ адвокатов

Коллекторы и методы работы всегда вызывали больше вопросов, чем ответов. Однако должники, которые становились жертвами действий коллекторов, часто мирились с этим – из-за вины невозвращенного долга. Одним из любимых методов воздействия коллекторов являются телефонные звонки третьим лицам. Это могут быть родственники должника, друзья, соседи или коллеги.
Однако такие действия вне закона. Имеют ли право коллекторы звонить по долгам родственникам, а также, как бороться с этим, Факты ICTV разбирались с юристами отдела банкротства адвокатского бюро Приходько и Партнеры Анастасией Шаховец и Ильей Колесником.
Имеют ли право коллекторы звонить по долгам родственникам
Юристы рассказывают, что деятельность коллекторов во взаимодействии с должниками регулируется ст. 25 Закона Украины О потребительском кредитовании.
— Прежде всего, коллекторы могут звонить к самому потребителю, который оформил на себя кредит. Звонить третьим лицам, не имеющим никакого отношения к кредиту, они не имеют права, за исключением, если третье лицо не является законным представителем должника, наследником, поручителем или имущественным поручителем, — отмечает Анастасия Шаховец.
Она добавляет, что коллекторы могут производить обработку персональных данных потребителя, его близких лиц, представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя или третьих лиц, взаимодействие с которыми предусмотрено договором о потребительском кредите и дали согласие на такое взаимодействие.
Что закон запрещает делать коллекторам:
- совершать действия, посягающие на личное достоинство, права, свободы, собственность потребителя, его близких;
- использовать угрозы, шантаж, совершать другие незаконные (неправомерные) действия;
- вводить в заблуждение;
- посещать в период с 20:00 до 09:00, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни;
- использовать функцию автоматического дозвона более 30 минут в сутки;
- требовать от потребителя, его близких лиц, представителя, наследника, поручителя, имущественного поручителя, а также его работодателя или других лиц взять на себя обязательство по просроченной задолженности, если иное не предусмотрено договором о потребительском кредите или законом;
- совершать действия, вредящие репутации, в частности, деловой.
— Итак, если коллектор нарушает ваши права, он автоматически может быть привлечен к ответственности, — отмечает юрист.
Как бороться против коллекторского произвола
По словам Шаховец, первый вариант – обращение в Национальный банк Украины. Именно НБУ осуществляет надзор за соблюдением кредитодателем, новым кредитором, коллекторской компанией установленных законодательством требований защиты прав потребителей финансовых услуг. В частности, речь идет и о взаимодействии с потребителями из-за просроченной задолженности, которая имеет требования по этическому поведению.
— Второй – писать заявление в правоохранительные органы, например на основании ст. 189 УК Вымогательство, ст. 182 УК Нарушение неприкосновенности частной жизни или ст. 355 Принуждение к исполнению или неисполнению гражданско-правовых обязательств, — рассказывает юрист отдела банкротства Анастасия Шаховец.
Борьба против коллекторского произвола – пошаговая инструкция
Юрист Илья Колесник собрал инструкции в случае, если коллекторы звонят вашим родственникам.
Порядок обращения в НБУ:
- Собрать все доказательства нарушения финансовой организации ваших прав и прав третьих лиц (угрозы в чатах и телефонных звонках и т. д.).
- Обратиться в финансовую организацию с заявлением об отзыве согласия на обработку персональных данных (составляется в произвольной форме).
- Обратиться с жалобой в Национальный банк. В жалобе необходимо указать наименование и реквизиты кредитора, которым были нарушены ваши права, описать сложившуюся ситуацию, добавив собранные доказательства и указать личные данные.
Форма обращения может быть разной, в настоящее время среди доступных существует три варианта:
- по телефону горячей линии 0 800 505 240
- письменное обращение по адресу ул. Институтская, 11-б, г. Киев, 01601
- электронное обращение по адресу nbu@bank.gov.ua
Онлайн-форма для обращения по ссылке.
— После детального рассмотрения обращения Национальный банк Украины обязан предоставить разъяснения относительно норм законодательства, нарушенных кредитодателем, новым кредитором или коллекторской компанией, — отмечает юрист.
Порядок обращения в Нацполицию:
- обращение к правоохранителям осуществляется по факту уголовного преступления по ст. 182, 185, 355 УК Украины;
- письменное или электронное сообщение о совершении уголовного преступления. В сообщении необходимо указать наименование отдела полиции, в который обращаетесь, личные данные потерпевшего, описать обстоятельства дела и указать нормы законодательства, которые были нарушены. К сообщению прилагаются документы, идентифицирующие личность, а также все собранные доказательства нарушения прав человека;
- направить сообщение по почте или по адресу электронной почты в соответствующий отдел полиции.
— Следователь отдела полиции обязан не позднее 24 часов с момента представления сообщения о совершении уголовного правонарушения внести сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать досудебное следствие, — отмечает юрист отдела банкротства Илья Колесник.