PCEtLSDQndC1INC00L7QsdCw0LLQu9C10L3QsCDRgNC10LrQu9Cw0LzQvNCwIGZ1bGxzY3JlZW4gLS0hPg==
ФАКТЫ iPad / iPhone ФАКТЫ Android
Ігор Рейтерович
Автор: Ігор Рейтерович

Местные выборы в Украине: как будут проходить и чего стоит опасаться

С 1 января 2020 года вступил в силу новый Избирательный кодекс.

Согласно действующему законодательству, местные выборы должны состояться в последнее воскресенье октября пятого года полномочий, то есть 25 октября 2020 года. Пройдут они одновременно на всей территории страны – избиратели будут выбирать представителей местных органов власти и мэров городов.

Партия Слуга народа считает, что проведение досрочных местных выборов вполне вероятно.

К срочным местным выборам Украина готова. Но досрочные могут породить определенные сложности, поскольку по новой процедуре, которая является более сложной, надо подготовить технический канал – людей, которые будут работать в комиссии и заниматься подсчетом голосов, – рассказывает политолог Игорь Рейтерович.

Состав избирательных комиссий не менялся на протяжении многих лет. Сейчас нужно потратить время и деньги, чтобы подготовить людей и разъяснить новые правила, изменения, вступившие в силу. В общем это не является проблемой, главное, чтобы все было четко распланировано, были выделены средства.

Читайте: Местные выборы в Украине пройдут осенью 2020 года – Разумков

При досрочных выборах может возникнуть хаос, а определенные политические силы будут заинтересованы в нем, что позволит им обжаловать результаты выборов, ссылаясь на нарушения в ходе подсчета голосов.

По новому Избирательному кодексу, система подсчета голосов будет сложнее, соответственно, от того, как технические работники будут работать, будет зависеть результат.

Прежде чем проводить местные выборы, стоит принять другие законы и изменения относительно децентрализации, чтобы не было пробелов в законодательстве, в которые можно будет бить.

Для начала стоит принять изменения к децентрализации – четко определить, какая сфера компетенции будет у местных органов, за что они будут отвечать, на сколько лет будут избирать депутатов.

Местные выборы в Украине по новой системе – соревнования личностей, а не партий.

Мажоритарный момент остался – есть деление на округа, необходимо собирать определенное количество голосов. Единственный пропорциональный момент – обязательная привязка к политическим силам. Мы говорим об открытой пропорциональной системе, а там есть конкретные личности, соответственно, есть возможности влияния на количество голосов через соответствующие механизмы – как через агитацию, так и через косвенный подкуп.

Пропрезидентская партия будет вести борьбу на местных выборах, однако ставка будет делаться не на личности в регионе, а на бренд и президента.

Сейчас у этой партии нет никакой работы в регионах, поскольку они не поработали с самовыдвиженцами. На местных выборах они найдут много желающих пойти под их флагом, но будут ли они известны в своих регионах, будут ли активно работать и будут ли о них знать – вопрос риторический.

Читайте: Местные выборы по-новому: как и когда украинцы будут избирать местную власть

13 декабря 2019 года президент подал в Раду законопроект об изменениях в Конституцию относительно децентрализации. Тот получил шквал критики, несогласие комитета и был отправлен на замену.

В первом варианте префект имел право приостанавливать деятельность совета, что свидетельствует о введении прямого президентского правления.

Люди, которые будут на должности префекта, не могут много лет занимать ее и должны быть карьерными государственными служащими, иметь соответствующее образование, желательно юридическое или в сфере государственного управления, следить за соблюдением Конституции, время от времени иметь возможность блокировать или приостанавливать действие определенных постановлений, указывать на моменты, которые стоит согласовать и сделать в соответствии с законодательством Украины.

Если префекты превращаются в параллельный источник или центр власти в регионах – ничего хорошего из этого не будет. Начнется война между ними и местной властью, где будет возникать вопрос легитимности этих двух органов.

Убрав все функции едва ли не президентского правления и посягательства на интересы местной власти, институт префекта должен быть. Во Франции они следят за соблюдением Конституции, то есть если у них есть сомнения относительно соответствия определенных решений, они могут остановить их и подать в Конституционный суд.

Офис президента максимально будет отстаивать расширение полномочий, но в этом вопросе стоит идти на компромисс, поскольку в противном случае могут быть иски в Конституционный суд за узурпацию власти.

Автор: Игорь Рейтерович, политолог.

Теги:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка